Общественно-политический журнал

 

Проблему остановки роста мы создали сами, а потом догнала и добавила политика

Наталья Зубаревич, директор региональной программы Института социальной политики, рассказывает о непростых экономических перспективах российских регионов.

У всех регионов в 2015 году заметно упали такие важные показатели как оборот розничной торговли и доходы населения: растет уровень бедности, потребление снижается. Многое будет зависеть от мировых цен на нефть, на другие наши экспортные товары, но в 2015 году они падали. И даже если они будут расти, без улучшений условий для бизнеса, без кардинальных изменений правил игры в стране мы будем сидеть в своем родном болоте.

Тем не менее, у трех типов территорий сохраняется рост производства. Это, во-первых, агро-промышленные регионы, в основном юг. Потому что продолжают расти сельское хозяйство и пищевая промышленность, но, как правило, они растут медленно. Для аграрных регионов ситуация сейчас благоприятная: конкурентов вытеснили, на пустом рынке можно занимать нишу и повышать цены, что все и делают. Сильно нарастить производство невозможно, потому что для этого нужны инвестиции, а они в России падают третий год подряд. При сокращении инвестиций импортозамещения не бывает.

Вторая успешная группа — регионы новых нефтегазовых месторождений, где растет добыча: Сахалин, Ненецкий автономный округ, Якутия, Иркутская область. Но в главных нефтяных регионах, которые нас всех кормят — Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа — рост нулевой, потому что добыча растет минимально или сокращается.

Третья успешная группа, совершенно удивительная, это регионы с высокой долей военно-промышленного комплекса. За три квартала 2015 года на 35% выросли расходы федерального бюджета на оборону, за счет огромных оборонных заказов растет производство в Брянской, Тульской, Владимирской, отчасти Ярославской, Ульяновской областях, в республике Марий-Эл и других регионах. Что будет с ВПК в 2016 году, совершенно непонятно: федеральные власти вряд ли смогут наращивать оборонные расходы такими же темпами, как сейчас, ведь дефицит федерального бюджета в третьем квартале 2015 года уже более 700 миллиардов рублей.

Регионы нового нефтегаза и пищевой промышленности сохраняют перспективы роста, но им очень мешает общее снижение инвестиций в российской экономике.

Отсутствие гарантий прав собственности, избыточное огосударствление экономики, неэффективные инвестиции госкомпаний, коррупция — все эти барьеры достигли таких масштабов, что экономика встала. Старая модель роста перестала работать с 2013 года, началась стагнация. Проблему остановки роста мы создали своими руками. А потом догнала и добавила политика…

Пора уже понять, что начавшийся кризис не похож на предыдущие, он медленный, вязкий и долгий. И нефтяными ценами он не лечится.