Общественно-политический журнал

 

Россия обречена и единственное что может ее спасти, так это срочная полная смена власти

Минэкономразвития готовит программу по приватизации «Сбербанка России» и ВТБ в этом году. Предусматривается, что это будет сделано одновременно для двух кредитных организаций для того, чтобы сохранить конкуренцию. Приватизация Сбербанка и ВТБ нужна для того, чтобы люди, которые по мнению главы ведомства Анатолия Силуанова, начали больше соберегать, чем потреблять, получили новые возможности. А кроме того, продажа контрольных пакетов должна повысить капитализацию финансовых учреждений.

Впервые эта идея была озвучена на Гайдаровском форуме 2016, и сейчас в данном направлении предпринимаются первые подготовительные шаги.

Между тем, по мнению экспертов, вопрос поднят абсолютно не вовремя. Во-первых, оба банка, и Сбербанк, и ВТБ, находятся под международными санкциями. Таким образом, участие иностранных инвесторов из развитых стран, то есть тех, кто может вложить в ценные бумаги самые большие деньги, исключается сразу. Во-вторых, российский рынок акций сам по себе находится в глубоком минусе из-за кризиса. И рассчитывать, что он из него выйдет в ближайшее время — не приходится.

Правительство РФ уже имеет отрицательный опыт размещения ценных бумаг банка на внутреннем рынке. В 2006 году было проведено так называемое народное IPO акций ВТБ, однако результат оказался плачевным.

Тогда удалось собрать порядка 8 млрд долларов, из которых 1,5 млрд долларов пришлись на частных лиц. Однако практически сразу после эмиссии акции ВТБ упали в цене.

В 2012 году Владимир Путин перед выборами принял популистское решение и предложил ВТБ выкупить обратно у собственников ценные бумаги по первоначальной цене. К этому моменту котировки упали почти в три раза.

Решение, противоречащее свободной экономике, было принято, правда, с ограничениями: вернуть назад свои ценные бумаги и получить деньги, вложенные изначально, можно было лишь на сумму до 500 тыс. рублей. При этом вопрос о том, на каком основании премьер, претендующий на роль президента, распоряжается рынком ценных бумаг в рамках своей избирательной компании, так и остался загадкой.

Таким образом, о том, что акции Сбербанка и ВТБ могут быть проданы сегодня за адекватную цену, говорить не приходится. Без иностранного участия акции могут быть распределены только среди россиян и, может быть, представителей развивающихся стран, которые де факто являются заемщиками, а не инвесторами на рынках капиталов. Причем цена, по которой может быть проведена приватизация Сбербанка и ВТБ, как минимум в два раза отличается от той, которая могла бы сложиться, например, три года назад.

Более того, деньги, которые могут оказаться в активах двух кредитных организаций, скорее всего, будут компенсированы оттоком средств клиентов. Во время кризиса многие из них предпочитают хранить сбережения или иметь расчетные счета именно в финансовых учреждениях, за которым стоит государство — в надежде на поддержку в случае дефолта.

Возникает вопрос, зачем это нужно делать сегодня. Мы можем предположить два варианта. Во-первых, возможно, власть решила таким образом в отсутствии реальной конкуренции продать Сбербанк и ВТБ максимально дешево — своим приближенным предпринимателям из ближнего круга.

Во-вторых, в условиях углубления кризиса и непредсказуемого будущего власть решила как раз избавиться от своей роли в госбанках — для того, чтобы снять с себя ответственность за те деньги, которые россияне могут впоследствии потерять в этих кредитных организациях.

В любом случае, с точки зрения независимых специалистов, инвесторам от очередного прожекта лучше держаться подальше. Участие в приватизации Сбербанка или ВТБ не сулит покупателям ничего хорошего. Единственное, что могло бы оправдать покупку акций этих кредитных организаций, и даже, возможно, сулило бы неплохую прибыль, так это сто процентный инсайд, что власть в России в самое ближайшее время сменится. Пожалуй, это единственное, что могло бы заставить российские ценные бумаги расти.