Общественно-политический журнал

 

Над путинской сирийской авантюрой собираются грозовые тучи

Ситуация вокруг Сирии продолжает накаляться с каждым днем.
 Во вторник стало известно, что Саудовская Аравия, несколькими днями ранее анонсировавшая возможную сухопутную операцию на сирийской территории, подтвердила соответствующее намерение и заявила о наличии планов по отправке в эту страну спецназа для борьбы с "Исламским государством". Как следует из заявления главы саудовского МИД Аделя аль-Джубейра, которое приводит Reuters, Эр-Рияд инициирует эту военную кампанию при прямой поддержке со стороны США.

"Ведется дискуссия по поводу направления в Сирию наземного контингента или сил специального назначения под эгидой международной коалиции под руководством США против ИГИЛ, и Саудовская Аравия выразила готовность предоставить спецназ для проведения операции", — сказал журналистам дипломат, не уточнив количество войск, которые готовятся к отправке.

Со своей стороны советник саудовского министра обороны Ахмед Асири, что соответствующее решение может быть принято уже на следующей неделе на саммите НАТО в Брюсселе. Глава минобороны США Эштон Картер подтвердил намерение обсудить с саудовскими союзниками озвученный план.

Ранее спикер Госдепартамента США Джон Кирби выразил оптимизм по поводу стремления сауддитов усилить свое участие в войне против ИГИЛ.

"Мы приветствуем предложение саудовцев активизировать усилия путем путем проведения сухопутной операции в Сирии", — заявил чиновник на ежедневном брифинге.

До этого вслед за Саудовской Аравией о своем желании отправить войска в Сирию высказали и другие союзники США в регионе. В воскресенье такая позиция была обозначена Объединенными Арабскими Эмиратами, чей министр иностранных дел Анвар Гаргаш заявил о готовности страны отправить небольшое число солдат для поддержки членов коалиции.

"Речь не идет о тысячах военнослужащих, но мы говорим о наземных войсках, которые будут оказывать поддержку", — сказал министр, подчеркнув руководящую роль Соединенных Штатов в намечающейся операции, передает "Би-би-си".

Намерение выставить солдат против террористов в Сирии прозвучало и со стороны Бахрейна. Об этом говорилось в сообщении информагентства Reuters, по данным которого королевский посол в Лондоне шейх Фаваз бен Мухаммед аль Халифа выразил готовность "вместе с саудовцами" и "под объединенным командованием арабских государств Персидского залива" помочь союзникам в Сирии, причем не только в борьбе против ИГИЛ, но "бесчеловечного режима Асада". Соответствующая позиция Бахрейна весьма символична не только потому, что в числе объектов для атаки была названа диктатура Асада: как известно, в этом самом маленьком арабском государстве мира размещена главная оперативная база Пятого флота США.

Со своей стороны Турция гарантировала союзникам поддержку в борьбе против исламистов.

"Турция открыта для операций сил коалиции против ДАЕШ", — заявил неназванный источник в правительстве страны, которого цитирует информагентство "Анадолу". Из заголовка самой новости следует, что речь идет о предоставлении Анкарой военных баз для проведения операций. "Базы Турции открыты для сил коалиции в вопросе борьбы с ДАЕШ" — звучит название заметки, о которой идет речь.

Следует отметить, что газета The Guardian ранее сообщала о том, что саудовцы могут начать наступление в Сирии при поддержке Турции, а телеканал CNN указывал, что общие силы союзных войск вместе с саудовскими могут составить около 150 тыс. военных.

Следует отметить и другой небезынтересный факт, а именно: прошедшую на днях встречу Президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана и министра обороны Катара Халида бин Мухаммеда аль-Атиййе. Как поясняет "Анадолу", в приеме, состоявшемся в президентском дворце, принимал участие и министр национальной обороны Турции Исмет Йылмаз. Данный визит высшего военного чиновника не был бы столь примечателен, если бы как раз в это время арабские союзники один за другим не объявляли о намерении ввести войска в Сирию.

Между тем, еще в октябре в интервью CNN глава МИД эмирата Халид аль-Аттия, отвечая на вопрос о том, поддержит ли Катар возможную сухопутную сирийскую операцию Саудовской Аравии в связи с российской интервенцией, заявил, что "если военное вмешательство защитит сирийский народ от жестокости режима, мы сделаем это".

Столь единодушная позиция со стороны упомянутых выше государств имеет особое значение в контексте беспрецедентного военного давления, которому сирийская оппозиция подвергается в последние дни со стороны проасадовского альянса — Москвы, Дамаска, Ирана, ливанской "Хезболлы", а также иностранных наемников из Ирака, Афганистана, Пакистана и других стран. Их войска сумели неожиданно прорвать оборону Алеппо — главного оплота повстанцев — и создать угрозу окружения города, причем сделать это они смогли главным образом благодаря заметно усилившимся бомбардировкам со стороны РФ. Об этом с сожалением говорил в своем интервью для DW представитель делегации сирийской оппозиции в Женеве Бассма Кодмани, констатировавший, что "слабо вооруженная «Свободная сирийская армия» в одиночку противостоит" массированной атаки со стороны объединенных сил десятка государств.

Нет сомнений в том, что в случае, если арабские члены коалиции примут решение об отправке сухопутных сил в Сирию, то их миссия не ограничится одними лишь террористами ИГИЛ: правительственная армия Асада, отчаянно прорывающая линии обороны повстанцев, также неизбежно войдет в число целей для иностранных армий, о чем однозначно высказались представители указанных выше государств. Это косвенно подтверждает Stratfor — геополитическая аналитическая служба, чей эксперт Омар Ламрани указывает на то, что Турция, Саудовская Аравия и Катар готовы предоставить сирийской оппозиции более смертоносное оружие для противостояния российской интервенции, говорится в материале "Голоса Америки".

"Они хотят сохранить свои интересы в конфликте, – говорит Ламрани. – Они хотят, чтобы США оставались рядом и обеспечивали им прикрытие от России для сдерживания российских амбиций".

Упомянутые здесь Соединенные Штаты, очевидно, играют решающую роль в вопросе организации и поддержке возможной сухопутной операции в регионе. Недаром в высказываниях представителей Эр-Рияда Вашингтон упоминается как лидер и, следовательно, гарант интересов стран в случае их вынужденного вмешательства в сирийский конфликт. Поскольку же в дело вступает Пентагон, нет сомнений, что операция, если она и будет проведена, с высокой вероятностью достигнет успеха. Это, в свою очередь, приведет к нейтрализации достижений Дамаска, неизбежно уменьшит влияние России в регионе и, следовательно, лишит Владимира Путина важного инструмента в его геополитической игре, заключающейся в создании по всему миру очагов напряжения.

Сам глава Кремля, должно быть, понимает степень угрозы, которую для него будет нести союзное наступление американо-арабской коалиции в Сирии, и предпринимает ответные предупредительные меры как на пропагандистском фронте, так и на милитаристском.

Одним из таких шагов стал разрекламированный официозными российскими СМИ визит в РФ короля Бахрейна Хамада бен Ису аль-Халифу, на фоне которого прокремлевские медиа растиражировали заявление главы министерства иностранных дел страны. По их данным, глава МИД Халид бен Ахмад Аль Халифа опроверг слова британского посла. В интервью RT он заявил, что высказывание дипломата в Лондоне "было неверно понято". Очевидно, Кремль в данном случае действует в рамках наработанной тактики гибридной войны: пытается расколоть сложившийся альянс, внося в него сумятицу и силясь переманить его "слабые звена" на свою сторону.

"Наш посол не говорил, что Бахрейн пошлёт или готов послать свои сухопутные или наземные войска в Сирию либо другую страну для борьбы с терроризмом. Как я уже говорил, Бахрейн выполняет свои обязательства по борьбе с террором в рамках созданной в октябре 2014 года международной коалиции. Бахрейн участвует в борьбе с террором в различных сферах и регионах — в военной сфере в Йемене, в небе, на море и суше. Но в связи с последними событиями в этом регионе мы поддерживаем усилия наших братьев по Совету сотрудничества, где каждая страна помогает в рамках своих возможностей. Вот такой наш ответ по этой тематике", — приводит RT слова дипломата.

Из них, впрочем, не следует ничего определенного по вопросу о наземной операции в Сирии, ведь чиновник не утверждает, что монархия в принципе отказывается участвовать в возможной сухопутной операции, а лишь указывает на то, что конкретные слова его коллеги были не вполне корректно интерпретированы в данном конкретном случае. Судя по всему, власти Бахрейна тем самым пытаются сохранить свободу маневров в сложной геополитической обстановке.

Как бы то ни было, эти слова прозвучали непосредственно во время рандеву монарха и российского президента, а, значит, должны оцениваться в контексте вероятных договоренностей между Москвой и Манамой и, главное, той информационной войны, которую ведет Россия. Ясно, что Кремль, находясь в геополитической изоляции, да еще и перед лицом предполагаемого вмешательства многотысячной арабской армии на стороне антиасадовских войск, бросит все ресурсы на то, чтобы хоть в малейшей степени изменить баланс сил в регионе, которые складываются отнюдь не в пользу Москвы. Именно с этой целью Путин пригласил коронованную особу в свою резиденцию, а затем через подручных медиа-спикеров распространил послание о том, что якобы сумел достичь некоторого результата. Однако в действительности, скрытой за завесой пропагандистской мишуры, мы видим, что королевство не взяло на себя никаких обязательств перед Путиным, а подарок, полученный им от зарубежного гостя (по совместительству союзника США) — дамасский меч — по меньшей мере таит двусмысленность: в арабской культуре не принято дарить ножи. В общем, есть серьезные основания подозревать, что в этой части спектакля путинская стратегия "разделяй [союзников] и властвуй" дала сбой.

Само собой, дипломатические усилия Кремль стремится подкрепить военными мерами. Можно предположить, что именно с готовящейся сирийской операцией арабов связано объявление о внезапной проверке боеготовности сил Южного военного округа. По словам министра обороны страны Сергея Шойгу, в упражнениях приняли участие Воздушно-десантные войска. Одновременно с этим прокремлевские ресурсы вроде Газеты.Ру специально акцентировали внимание на том, что уведомление о проведении указанной проверки было отправлено участникам ОБСЕ. Иными словами, Москва навязчиво сигнализирует США и их союзникам в Персидском заливе о готовности использовать силу. Вот только — где? Неужели в Сирии, куда, по многократным заверениям Путина и высокопоставленных чиновников, исключен ввод российского сухопутного контингента?

Можно допустить, что Кремль рассчитывает отправить туда символическое число военнослужащих, обозначив для американо-арабского альянса красную черту, отделяющую их от полномасштабной войны с РФ за влияние в регионе. Вопрос в том, на что может рассчитывать Россия на Ближнем Востоке, где, по оценкам экспертов, она неизбежно потерпит поражение в случае столкновения с той же Турцией, которая даже без учета НАТО имеет безусловное превосходство в авиации, в военно-морских силах и сухопутных войсках по сравнению с РФ, если брать в расчет те силы, которые имеются у Москвы на базах в Сирии, а также логистический потенциал российской "оборонки" и значительное обеднение российской казны на фоне санкций и рекордно подешевевшей нефти.

Блефует ли Путин в очередной раз или все же готов повысить ставки и побороться за Асада, столкнувшись уже не только с нищей сирийской оппозицией, но и хорошо вооруженной арабской коалицией, действующей под протекторатом США? Пока не ясно. Однако можно быть уверенным в том, что он продолжит создавать конфликтные ситуации в разных уголках планеты (не в Сирии, так в КНДР, Украине или еще где-то), которые питают его режим и заставляют мировое сообщество реагировать на них, сколько бы брезгливо не было отношение мировых лидеров к владельцу ядерных боеголовок, который недавно был официально признан соучастником убийства Литвиненко и главным коррупционером страны.

Александр Кушнарь