Общественно-политический журнал

 

Ситуация в Сирии на момент завершения российской военной операции

Вечером 14 марта 2016 г. толпы боевиков самых разных группировок (от "Джебхат ан-Нусра" до ССА) вышли на улицы подконтрольных им городов, чтобы отпраздновать заявление Путина об окончании российской военной операции в Сирии. По их мнению теперь бомбардировки прекратятся и можно будет возобновить наступательные операции против "сил режима".

 Чтобы разобраться насколько обоснованы надежды боевиков, понять как изменилась ситуация в Сирии с момента официального начала российской военной операции (30 сентября 2015 г.) нужно посмотреть какова ситуация в сирийских регионах на данный момент.

 Прежде всего стоит отметить, что информации о количественном составе выводимых российских подразделений практически нет. Российские источники сообщают о том, что с авиабазы Хмеймим уже вывозят оборудование и готовят самолеты к перелету на территорию России. Сирийские СМИ отмечают, что выведена будет не вся авиация и удары по бандформированиям продолжатся.

 В любом случае надежды исламистов на уменьшение интенсивности авиаударов можно назвать вполне обоснованными. Судя по поступающим сообщениям большая часть российской авиациационной группировки из Сирии все же будет выведена.

 Заявление министра обороны России Сергея Шойгу на вчерашней встрече с президентом о "переломе ситуации" в Сирии можно назвать чисто политическим. Судя по нему, российская операция в Сирии имела какие-то политические и, возможно, экономические задачи, но круг военных задач был ограничен очень небольшим набором чисто тактических вопросов.

 Конечно никакого "существенного перелома в борьбе с терроризмом" в Сирии не достигнуто. "Джебхат ан-Нусра" и их союзники по-прежнему играют ведущую роль в западных и южных провинциях. Террористическая группировка "Исламское государство" (ИГ) тоже продолжает здравствовать и постоянно атакует на разных направлениях.

 С чисто военной точки зрения за 4,5 месяца массированной поддержки с воздуха сирийская армия смогла добиться по настоящему серьезного успеха только в провинции Латакия. Правда успех этот не закреплен. Регион почти полностью освобожден, но сохраняется проблема открытых участков сирийско-турецкой границы. Боевики и оружие из Турции продолжают перебрасываться и в последнее время этот процесс только активизировался.

 В провинции Алеппо ситуация сильно напоминает Донбасс. Здесь деблокированы авиабазы Квейрес и алавитский анклав с городами Нуболь и Захра, перекрыт основной путь снабжения боевиков через Аазаз, но назвать это переломом в военном смысле было бы мягко говоря неверным.

 Также как и в Донецке в Алеппо командование принудительно заставляет правительственные войска придерживаться ОДНОСТОРОННЕГО прекращения огня. Большинство группировок здесь отказались присоединиться к перемирию и продолжают обстрелы, но под давлением политического руководства страны сирийские военные вынуждены ограничиться обороной.

 В целом интенсивность боевых действий действительно снизилась, но исламисты по прежнему контролируют восточные и часть северо-западных кварталов Алеппо. Более того они пытаются захватить курдский район Шейх-Максуд - последние недели здесь идут тяжелые бои, никаким перемирием даже не пахнет. Группировка в Алеппо так и не блокирована, ее снабжение продолжается через провинцию Идлеб и частично через курдский анклав Африн.

 Информация Минобороны России о количестве нарушений режима перемирия в Сирии чисто формальна. Ее можно рассматривать так же как сообщения Минобороны ДНР о количестве обстрелов Донецка, которое часто их считает очень примерно. То есть реальную ситуацию такая информация не характеризует вообще.

 В целом ситуация в провинции Алеппо благодаря российской военной помощи уведена от катастрофической, но правительственные войска еще очень далеки от ее разрешения и совсем не факт, что она разрешится в их пользу. В частности северную часть провинции сирийская армия была фактически вынуждена отдать курдам, относительная лояльность которых вещь очень переменчивая, особенно если учитывать, что курдское руководство подчиняется теперь проамериканскому командованию "Сирийских демократических сил".

 Говоря о влиянии российского военного присутствия на ситуацию в Сирии характеристикой положения в провинциях Латакия и Алеппо можно было бы закончить. На остальной территории страны ситуация либо радикально не изменилась, либо ухудшилась.

 В частности незначительно в пользу сирийской армии изменилась ситуация в пр. Дамаск и Дераа. Под Дамаском правительственные войска замкнули два малых кольца окружения - в Восточной Гуте и Дарайе, однако это мало что изменило. "Армия Ислама" не разбита и продолжает активно оборонятся. В провинции Дераа освобожден Шейх-Мискин, но дорога к административному центру так и не взята под контроль.

 Ситуация на севере пр. Хама ухудшилась. Не смотря на массированную поддержку с воздуха российскими ВКС именно в этом районе правительственные войска потеряли г. Морек и часть селений к востоку от него. Боевикам союзных "Джебхат ан-Нусре" формирований удалось решить проблему полукотла в районе Латамна - Кафр-Зита - угроза окружения для них здесь теперь снята.

 На востоке пр. Хама и Хомс ситуация либо не изменилась либо тоже ухудшилась. Террористы "Исламского государства" смогли прорваться из района Махин - Кариатен к нагорью Каламун на севере пр. Дамаск и очень долго находились в непосредственной близости от авиабазы Насирия. Армии удалось их отбросить отсюда только буквально на прошлой неделе.

 "Наступление на Пальмиру" превратилось в такое же шоу как и в Ираке "наступление на Мосул" с такими же невнятными результатами. В Пальмире ИГ сосредоточило одну из крупнейших группировок, справиться с которой пока не получается. За время поддержки с воздуха российскими ВКС армия то приближалась к городу, то откатывалась от него. Маленькая заброшенная деревня Ад-Доуа (из нескольких домов) переходила из рук в руки минимум четыре раза.

 Только накануне сирийским военным удалось пробиться к античным развалинам Пальмиры, но удастся ли развить успех в условиях сокращения поддержки с воздуха пока неясно.

 Ситуация в Дейр-эз-Зоре за время присутствия российской авиагруппы ухудшилась. "Исламское государство" захватило северо-западные пригороды и район в самом Дейр- эз-Зоре. Справедливости ради нужно сказать, что если бы не удары российской авиации и переброшенная сюда помощь город был бы, возможно, уже захвачен террористами. Тем не менее факт остается - ситуация в окруженном Дейр-эз-Зоре ухудшилась и как ее разрешить пока неясно. Скорее сюда пробьют коридор курдо- арабские СДС чем сирийская армия.

 Не смотря на по-прежнему сложную ситуацию в Сирии нельзя говорить о том, что поставленные перед российскими военными задачи не выполнены. Нужно просто понимать, что в их задачи не входило освобождение страны от исламистских группировок. Каковы были при этом политические и экономические задачи, поставленные российским руководством, мы не знаем и обсуждать их адекватность не дело военных.

 Возможности российского контингента в Сирии всегда были очень ограничены из-за контроля Турции над черноморскими проливами. Полностью спасти страну имеющимися силами и средствами было невозможно изначально.

warsonline.info