Общественно-политический журнал

 

Война чужими руками

В Нагорном Карабахе 2 апреля начались бои на линии соприкосновения армянских и азербайджанских вооруженных сил. К чему может привести эскалация конфликта? Какую роль в нем играют Россия и Турция?

"Для того, чтобы вновь разжечь конфликт вокруг Нагорного Карабаха, больших усилий прилагать не требуется. Так было в те времена, когда отношения между покровителями непосредственных участников конфликта, Россией и Турцией, еще были не такими плохими. И тем более это относится к сегодняшней ситуации, когда Москва и Анкара считают друг друга способными на совершение самых скверных поступков", - пишет обозреватель газеты Frankfurter Allgemeine Zeitung Петер Штурм.

Он выражает надежду на то, "что Армения и Азербайджан проявят достаточно благоразумия, чтобы вспыхнувшие сейчас бои не переросли в продолжительную войну". "При сложившихся обстоятельствах это было бы самым лучшим, что может удастся в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Потому как до политического решения, найти которое обе республики обязались много лет тому назад, еще так далеко, как никогда ранее", - считает автор.

 По его мнению, здесь "дело не только в неоднократно подтвердившемся упрямстве правительств в Ереване и Баку, но также в расстроенных отношениях между их государствами-покровителями". Как отмечает Штурм, такие заявления, как слова турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана о том, что его страна при необходимости будет поддерживать Азербайджан "до конца", "не способствуют эффективной деэскалации взрывоопасной ситуации в кавказском регионе".

"Старые конфликты, новые бои", - так озаглавил свой комментарий в газете Tageszeitung Бернхард Класен. В нем автор, в частности, указывает на то, что у Азербайджана есть союзник - Турция, которая могла бы оказать ему также и военную поддержку. "Армянские границы охраняют российские солдаты. Таким образом, в случае новой войны в районе Нагорного Карабаха российские солдаты могли бы противостоять турецким", - предупреждает Класен об опасности эскалации конфликта.

Обозреватель газеты Die Welt Юлия Смирнова также указывает на опасность развязывания в Нагорном Карабахе "войны чужими руками" на фоне напряженных отношений между Россией и Турцией. В статье, озаглавленной "В Нагорном Карабахе эго Путина сталкивается с эго Эрдогана", автор указывает на то, что большое количество тяжелых вооружений как на азербайджанской, так и на армянской стороне "постепенно превращает кризисный регион в пороховую бочку".

Как отмечает Смирнова, после подписания соглашения о перемирии в 1994 году ситуация в Нагорном Карабахе никогда не была по-настоящему спокойной. Конфликт между Арменией и Азербайджаном был заморожен, ни одна из сторон не идет на уступки, и минской группе не удалось достичь успехов на переговорах.

 "Это приводит к фрустрации, разочарованию и, в худшем случае, к предположению, что военными способами можно было бы достичь большего", - отмечает журналист.

 "Последние боестолкновения говорят о том, что никто в полной мере не владеет ситуацией на Южном Кавказе. В том числе и Москва. Таким образом, этот конфликт никогда не сможет остаться полностью замороженным", - заключает автор.

Cайт globalpower.org оценивает военную мощь Азербайджана в полтора раза выше, чем у Армении.

Этот показатель учитывает не только чисто военный потенциал, но также политические и экономические факторы, включая запасы нефти в недрах, которых у Армении нет.

По оценкам различных организаций, высокие цены на нефть позволили Баку тратить намного больше средств на военные цели в последние годы, причем тратил он больше как в абсолютных значениях, так и в условных - в проценте от валового внутреннего продукта.

По данным на 2014-й год, опубликованным на сайте ЦРУ, Азербайджан тратил на военные нужды 5,1% ВВП, Армения - 4,29%. В обоих случаях эти цифры росли все предыдущие годы, но соотношение сохранялось - Баку вооружался намного активнее Еревана.

В результате азербайджанская армия, как отмечают военные эксперты, оказалась гораздо лучше вооружена, чем армянская.

При этом, говорят специалисты, Армении удалось создать небольшую, но мобильную армию, а благодаря поставкам из России - построить эффективную систему ПВО, которая включает российские комплексы С-300. Такие же комплексы стоят на вооружении армии Азербайджана.

За более чем два десятилетия в Карабахе была организована система обороны, подготовлены склады боеприпасов и стоянки военной техники, которая может быть приведена в боевое состояние и укомплектована экипажами в случае конфликта.

Все это позволяет экспертам говорить о том, что в целом, с учетом многих факторов, включая и моральное состояние войск, боевого духа и подготовки военных в Нагорном Карабахе между вооруженными силами сохраняется паритет.

В феврале стало известно о том, что Россия предоставила Армении кредит в 200 миллионов долларов на закупку российских вооружений в течение ближайших двух лет.

Обострение ситуации в Нагорном Карабахе обратило внимание американских экспертов на роль России, которая держит на территории Армении 5-тысячный военный контингент, усиленный недавно боевыми самолетами и вертолетами. В то время как наблюдатели сходятся на том, что серьезный военный конфликт в этом регионе не отвечает интересам ни одной из сторон, у Кремля может быть соблазн обернуть ситуацию в свою выгоду.

Бывший высокопоставленный сотрудник госдепартамента Джеффри Манкоф говорит в интервью газете Christian Science Monitor, что, по его мнению, Россию интересует не просто мир в этом регионе, Россию интересует "договоренность, которая может усилить ее региональное влияние" и в Армении, и в Азербайджане. Кремль будет способствовать примирению только на своих условиях, полагает Манкоф.

Профессор городского университета в Нью-Йорке Раджан Менон, считает, что развитие ситуации вокруг Нагорного Карабаха во многом будет зависеть от поведения Москвы:

– Интересно будет наблюдать за действиями Путина в этих условиях. Россия является, по сути, единственной силой, на которую Армения может опереться, то есть поведение армянской стороны, скорее всего, будет зависеть от настроений в Кремле. С другой стороны, на стороне Баку, чьи вооруженные силы значительно окрепли в последние годы и который может испытывать соблазн отвлечь население от экономических проблем военным конфликтом в Карабахе, стоит Турция. Турецкий президент объявил, что он надеется, что Азербайджан возьмет верх в этом конфликте. Потенциально все это может вылиться в противостояние между Путиным и Эрдоганом – двумя лидерами, которые, как известно, не желают отступать в кризисных ситуациях. Пока, на мой взгляд, нет признаков такого развития ситуации. Я думаю, что Кремль не хотел бы усугубления конфликта до такой степени, чтобы России пришлось вступить в боевые действия на стороне Армении. Но что-либо предсказать в нынешней ситуации трудно, многое будет зависеть от поведения противников на линии соприкосновения.

Возьмут ли Соединенные Штаты на себя роль посредника? Вполне возможно, поскольку США являются вместе с Россией и Францией сопредседателями так называемого Минского мирного процесса по Нагорному Карабаху. На мой взгляд, многостороннее посредничество в данной ситуации сулит больше успеха, чем одностороннее российское. Я подозреваю, что президент Турции Эрдоган вряд ли смирится, скажем, если Путин попытается внезапно взять на себя роль единственного посредника. Эрдоган уже совершенно ясно высказался по поводу своих предпочтений.

Политолог Ричард Вайтц из Гудзоновского института в Вашингтоне: Я должен признать, что для меня это загадка. На прошлой неделе президенты Армении и Азербайджана были в Вашингтоне, они встречались с вице-президентом Байденом. По результатам этих встреч были сделаны заявления о том, что США заинтересованы в поддержании мира в регионе. Можно предположить, что такие действия были вызваны внутриполитическими соображениями в обеих странах. Война, как известно, поначалу сплачивает население в поддержку власти. Не исключено, что происходящее каким-то образом может быть увязано с противостоянием России и Турции. Но кто бы ни спровоцировал боевые действия, я надеюсь, что участники конфликта и те, кто стоит за ними, осознают, чем он чреват для всех. И что никто не может предвидеть его динамики, никто не знает, как он может развиваться.