Общественно-политический журнал

 

Поставки газа из США могут ускорить падение цен на газ на европейском рынке

Начав поставки сжиженного газа в Европу, США открыли новую главу в истории борьбы за газовый рынок. Однако Россия и Норвегия вовсе не собираются признавать собственное поражение в этой борьбе — и это будет иметь последствия для цен на газ.

Нельзя сказать, чтобы этот гигантский сине-белый корабль своим появлением произвел фурор. Однако содержимое его трюма стало началом новой эры на глобальном рынке газа. В конце апреля первый танкер со сжиженным газом прибыл из терминала Sabine Pass в Техасе в португальский порт Синиш. Это был в общей сложности лишь шестой танкер за всю историю американского экспорта газа. А первый танкер за два месяца до этого взял курс на Бразилию.

Поставка в Португалию, которую специалисты ожидали лишь намного позднее, вполне может ускорить падение цен на газ на европейском рынке. Эксперты исходят из того, что США тем самым стремятся отвоевать позиции в Старом Свете у России — крупнейшего поставщика европейцев.

В этой связи российский газовый монополист «Газпром» опасается потерять собственную долю на европейском рынке. Этот сценарий нельзя назвать настоящим сюрпризом для русских. Еще летом 2014 года глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин в интервью нашему изданию предупреждал о необходимости «помешать Америке и другим экспортерам занять российскую нишу на нефтегазовом рынке Европы».

Европейцы вполне могут попробовать — особенно после начала украинского конфликта — уменьшить собственную зависимость от России. Так что первая поставка газа из-за океана притягивала к себе особое внимание, в том числе и со стороны СМИ.

Впрочем, о средне- или долгосрочном «кошмарном сценарии» для «Газпрома» и Ко. пока речь не идет. Последние данные об экспорте российского газа свидетельствуют о том, что «Газпром» по-прежнему остается крупнейшим поставщиком в Европу.

Еще в прошлом году экспорт в Западную и Центральную Европу (в том числе в Турцию) вырос более чем на 8% до 158,6 миллиарда кубометров газа. Это почти вдвое превышает годовую потребность Германии в газе и соответствует 31% всего европейского импорта «голубого топлива». В первом квартале этого года «Газпром» увеличил экспорт в Европу еще на 28%.

Норвегия, второй крупный поставщик газа на европейский рынок, в свою очередь, тоже способна нарастить поставки, которые в прошлом году составили 108 миллиардов кубометров. А в первом квартале 2016 года они выросли на 17%, достигнув, по данным норвежского оператора Gassco, двухлетнего максимума.

Ожесточение конкуренции на европейском рынке неизбежно ведет к падению цен. Российский газ, цены на которые привязаны к нефтяным с «гэпом» в 6-9 месяцев, в марте стоил 147,2 доллара за тысячу кубометров, что оказалось на 56% ниже, чем за год до этого. Тем самым, по сообщению министерства экономического развития России, был достигнут десятилетний ценовой минимум.

Для сравнения: всего несколько лет назад европейцы платили России более 400 долларов за тысячу кубометров газа. Однако падение цен вовсе не прекратилось: летом эксперты ожидают цену на уровне 100 долларов за тысячу «кубов».

Но дешевеет не только российский газ: одновременно снизились и спотовые цены на европейских биржах. От этого несут убытки и поставщики вроде «Газпрома». Потому что русским пришлось перезаключить ряд контрактов с крупными потребителями, в частности, с немецким концерном E. ON, именно по этой схеме.

То, что сейчас происходит на европейском газовом рынке, — не что иное, как ожесточенная ценовая война между «Газпромом» и Норвегией, что подтверждают аналитики банка Société Générale. Два крупнейших игрока насытили рынок газом и загоняют биржевые цены в пропасть — то же самое в последнее время Саудовская Аравия делает на нефтяном рынке. При этом России и Норвегии нельзя оставлять без внимания Катар — крупнейшего экспортера сжиженного газа. И появление американского танкера в Европе тоже не облегчает ситуацию для них.

Вопрос состоит лишь в том, сколько газа США были бы готовы поставлять в Европу в долгосрочной перспективе. Потому что даже если они приблизятся к пределам своих экспортных возможностей и остановят поставки на другие континенты, объем экспорта в Европу в обозримом будущем составит, по ожиданиям экспертов, 24 миллиарда кубометров. Годовая потребность ЕС, которая, согласно документам Eurogas, в прошлом году составляла 426 миллиардов «кубов», была бы при этом перекрыта лишь на 5,5%.

Так что русским придется дождаться момента, когда американцы, в соответствии с собственными планами, к 2020 году утроят собственный экспорт. Европейцы не имели бы ничего против этого, потому что тем самым снизится их зависимость от России. В последние годы в Старом Свете было построено несколько СПГ-терминалов — даже больше, чем европейцам требуется. Их общая емкость составляет более 200 миллиардов кубометров. В настоящий момент они задействованы примерно на 25%.

В то же время российский специалист по сырьевым рынкам Виталий Крюков сомневается, что американцы вообще собираются увеличивать свои газовые поставки в Европу. Дело в том, что, по его оценке, экспорт на азиатские рынки для них попросту рентабельнее. С этим согласен бывший глава австрийского ведомства по надзору в энергетической отрасли Вальтер Больтц (Walter Boltz): «Поскольку США наращивают поставки в более привлекательную, с точки зрения цены, Азию, СПГ-терминалы в Западной Африке будут освобождаться и переориентироваться на Европу».

Падение цен на глобальном газовом рынке приводит к возникновению все новых, иногда экзотических экспортных маршрутов. Так, крупным поставщиком СПГ может стать Австралия. Существенные мощности имеются также в Канаде и на востоке Африки. Австралийцы при этом имеют преимущество и вполне могут к 2020 году обогнать Катар, говорится в докладе Международного Энергетического Агентства (МЭА). Все это, по меньшей мере, косвенно влияет на положение дел в Европе, считает Вальтер Больтц. «В конечном итоге ситуация обострится для всех».

Это не может не радовать потребителей: так, «Газпрому» с 2009 по 2015 год пришлось вносить изменения в контракты с 30 европейскими покупателями целых 65 раз, говорится в докладе московской Высшей школы экономики. Аналогичные сигналы со стороны русских были заметны и в этом году — еще несколько лет назад подобных уступок со стороны поставщиков ожидать не приходилось.

Однако официально «Газпром» демонстрирует уверенность в себе. По словам официального представителя концерна Сергея Куприянова, начало поставок СПГ из Америки в Европу никоим образом не угрожает «Газпрому». «Мы работаем над контрактами и не обращаем внимания на американские СМИ», подчеркнул он.

Что касается цен на газ для немецких потребителей, то говорить о том, что на них как-то сказывается ожесточенная борьба на рынке, пока не приходится. Потому что компании, поставляющие «голубое топливо» конечным потребителям, не ставят их в известность о постоянно снижающихся закупочных ценах. «Оптовые цены на газ снижаются на протяжении уже долгого времени», говорит референт по энергетическим рынкам в Федеральном потребительском обществе Торстен Каспер (Thorsten Kasper). «Мы ожидаем, что и розничные цены для конечных потребителей, наконец, начнут снижаться».

Аналогично оценивает ситуацию и интернет-портал Verivox, специализирующийся на анализе потребительских цен. По его оценке, «снижающиеся оптовые цены не означают повсеместного автоматического снижения розничных цен». Более того: 24 из 709 компаний, поставляющих газ конечным потребителям, в последнее время известили последних о повышении цен в среднем на 4%. «В противоположность этому 318 компаний объявили о снижении цен в среднем на 5% с января 2016 года», сказал представитель Verivox Флориан Крюгер (Florian Krüger). Признаков противоположной тенденции в настоящее время, по его словам, не наблюдается.

Eduard Steiner, Die Welt