Вы здесь
Возможен российский след в организации терактов на территории Франции
Службе безопасности Украины удалось предотвратить серию из пятнадцати террористических актов, которые планировались во Франции накануне и во время проведения чемпионата Европы по футболу, который должен начаться 10 июня 2016 года. Об этом на пресс-конференции в Киеве 6 июня заявил председатель Службы безопасности Украины Василий Грицак.
«В декабре прошлого года в поле зрения контрразведчиков попал гражданин Франции. Во время пребывания на востоке Украины он пытался установить контакты с некоторыми украинскими военными и обещал привозить волонтерскую помощь. Но в процессе беседыон проявлял интерес к тому, можно ли в Украине закупить оружие, взрывчатку. При этом француз негативно высказывался о деятельности своего правительства по поводу массовой эмиграции иностранцев во Францию, распространения мусульманства и глобализации мира. Также он сообщил о желании совершить ряд терактов в знак протеста», – отметил глава СБУ Василий Грицак.
Он раскрыл подробности операции, в результате которой подозреваемый получил арсенал оружия.
«Гражданину Франции было передано: пять автоматов Калашникова, более пяти тысяч пуль, два противотанковых гранатомета РПГ-7 с 18 выстрелами, 125 килограммов тротила, сто электродетонаторов и двадцать балаклав и другие вещи. Я думаю, не нужно объяснять, какие масштабы для разрушений могли случиться в случае применения 125 килограмм тротила», – подчеркнул председатель Службы безопасности Украины Василий Грицак.
Василий Грицак отметил, что попытки гражданина Франции организовать доставку 125 килограмм тротила на территорию Евросоюза, «подтолкнула» к разработке еще одной версии – «российского следа».
«Представьте себе, если бы гражданин Украины вместе с гражданином Франции загрузили в автомобиль такой арсенал, и они пересекли границу страны, и в одной из европейских стран их остановили, «положили» на землю. И это все накануне Европейского чемпионата по футболу и тогда, когда еще решались вопросы по поводу санкций, <…> Украину бы обвинили в экспорте терроризма и во всех «смертных грехах». Сегодня я хочу сообщить: СБУ и ее следствие допускают «российский след» в этом деле» – это является одной из версий», – сказал Василий Грицак.
Василий Грицак называл «ключевые моменты», которые, по его словам, указывают на «российский след» в этом деле.
«Версия – «российский след» – возникла почти в самом конце, когда <…> он предложил в дополнение несколько тысяч евро за то, чтобы гражданин Украины сопровождал этот груз на территорию Европы. Это ключевые моменты. И именно поэтому мы считаем, что это может быть «подстава» российских спецслужб», – подчеркнул Василий Грицак.
Председатель Службы безопасности отметил, что «главным «застрельщиком» этого дела стала военная контрразведка СБУ».
Он перечислил предполагаемые «объекты подрыва» на территории Франции: мусульманская мечеть, еврейская синагога, ведомство, которое занимается взиманием налогов, пункты, которые ведут наблюдение за автобанами.
Грегуар М. (его фамилию полиция не называет) был задержан еще 21 мая, после чего во Франции было открыто следствие, которое ведут одновременно в уголовной полиции города Нанси и Центральном отделении по борьбе с организованной преступностью. Следствию предстоит определить, с какой целью Грегуар М. пытался ввезти во Францию оружие.
Газета Aujourd’hui en France также рассказывает о прошлом задержанного. Он был наемным рабочим в сельскохозяйственном кооперативе департамента Нижний Рейн. Коллеги и знакомые описывают его как «вежливого соседа» и «аккуратного работника». Ранее в полиции никаких сведений о Грегуаре М. не было. Однако после обыска в его доме сотрудники правоохранительных органов обнаружили знаки принадлежности задержанного к одной ультраправой группировке.
«Пока все собранные нами элементы позволяют говорить только о незаконной торговле оружием. Никаких доказательств принадлежности к террористической группе у нас нет. Его профессиональная деятельность оправдывает его поездку на Украину, к тому же он был арестован, когда находился за рулем машины, принадлежащей работодателю», – рассказал газете анонимный источник из французской полиции. «Но то, что было дальше – для нас полная загадка. Как ему удалось приобрести такое количество оружия и с какой целью – мы не знаем», – продолжает источник.
Le Monde также добавляет, что Грегуар М. совершил несколько поездок в Украину, в которых у него было несколько сопровождающих. Сейчас их усиленно разыскивает полиция.
Газета не обходит вниманием профессию подозреваемого, который является специалистом по искусственному осеменению коров. "Хороший парень, увлекается коровами", - цитирует Le Monde одного из местных фермеров.
Le Monde подчеркивает, что особенность дела Грегуара заключается в том, что украинские спецслужбы поймали его с поличным, что "редко случается за рубежом".
Директор Центра внешнеполитических исследований «OPAD» Сергей Пархоменко считает, что историю выявленного участника террористического подполья следует рассматривать в контексте антитеррористической борьбы в Европейском Союзе.
«Спектр рассмотрения этой проблемы очень широк: от причастности к терактам в Париже и Брюсселе, до причастности к этим же терактам и, возможной связи с ФСБ. Сложно говорить о том, что в такой масштабной операции – пятнадцать предполагаемых терактов, принимал участие одни человек. Необходима подпольная сеть, которая будет заниматься такими делами. Роль российских спецслужб в этом плане также можно рассматривать, учитывая российское положительное отношение к французским ультраправым, которые критически относятся к миграции», – отмечает Сергей Пархоменко.
Сергей Пархоменко считает, что антитеррористическую операцию, о которой заявили представители Службы безопасности, необходимо расширить для противодействия сепаратистам на востоке страны.
«На востоке выявляются не только военные действия, но и факты контрабанды, угроза терроризма и сепаратизма для всей Украины, обстрелы украинских территорий. Однозначно, что с террористами из ДНР-ЛНР говорить об «особом статусе» нельзя», – утверждает Сергей Пархоменко.
Политический эксперт из общественной организации «Украинский клуб» Виталий Литвиненко считает, что, действительно, «волонтер»-террорист мог быть проектом российских спецслужб, однако, также он мог действовать по собственным идеологическим установкам.
«Нельзя исключать, что он мог быть двойным агентом, например, ФСБ. Его сопровождали и помогали приобретать оружие с целью проведения действительно терактов на территории Франции», – говорит Виталий Литвиненко.
По мнению Виталия Литвиненко, последствия затяжного вооруженного противостояния в Донбассе влияют на общество и создают предпосылки для появления подобных случаев.
«Западные эксперты указывают на очень важный момент – асоциальность населения Украины – безработица, отсутствие социальных лифтов, коррумпированность элит и общества, что открывает «прямой доступ» к оружию и доступ к взрывчатым веществам», – подчеркивает Виталий Литвиненко.
Он считает, что проблему Донбасса, контроля над оружием, психологической и социальной адаптации военных, Украине, скорее всего, придется решать своими силами.
«В стране и раньше был незаконный оборот оружия, но в меньших объемах. Но нас ждет массовая демобилизация, домой вернется много солдат, которые имеют боевой опыт, а, возможно, и нелегальное оружие на руках. Уже сейчас можно говорить о том, что в воющей стране назревает общественная проблема – общество не ждет отвоевавших военных домой: не заботится о них, не думает и не социализирует. От государства они получили билет в один конец. Когда вернулись, оказалось, встречать их некому», – отмечает Виталий Литвиненко.
Figaro подхватывает другую деталь, которую мало упоминают французские СМИ. По информации издания, в полицейских и дипломатических кругах дело Грегуара воспринимают "очень осторожно".
"Оно появилось на фоне информационной войны, в которую Украина и Россия вовлечены уже два года. Глава СБУ Василий Грицак поспешил заметить "русский след" в этом деле, однако не предоставил обоснование своих слов", - пишет Figaro.
"Манипуляции вполне возможны, несмотря на то, что с начала войны в Украине определенное количество французских волонтеров, которые нередко являются членами праворадикальных группировок, приехали воевать как на стороне Украины, так и на стороне пророссийских сепаратистов", - отмечает газета.
Figaro также цитирует неназванного обозревателя, который утверждает: "Это, возможно, иллюстрация того, что Украина становится страной, где можно купить оружие, как ранее в Боснии".