Общественно-политический журнал

 

ЕСПЧ начал рассмотрение иска к Украине по делу о рейсе МН-17

Европейский суд по правам человека направил запрос Украине в связи с жалобой родственников погибших в крушении малайзийского "Боинга". Адвокат четырех истцов требует от Киева по 1 млн долл. на человека.

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) коммуницировал иск в отношении Украины по делу о крушении малайзийского самолета Boeing 777 на востоке страны, произошедшего 17 июля 2014 года. Об этом говорится в сообщении ЕСПЧ "Иоппа и другие против Украины", опубликованном 5 августа.

Коммуницирование жалобы означает направление запроса ответчику судом. Заявителями выступают четверо родственников погибших пассажиров. В своем заявлении они утверждают, что украинские власти не смогли защитить жизнь их близких. Зная об опасностях полетов над зоной военного конфликта, они не предприняли никаких действий, чтобы закрыть воздушное пространство.

 ЕСПЧ поставил перед правительством Украины и заявителями ряд вопросов: какие внутренние средства правовой защиты были у заявителей на Украине и были ли эти средства исчерпаны перед обращением в Страсбург. Представляющий интересы истцов берлинский адвокат по авиационному праву Эльмар Гимулла (Elmar Giemulla) требует от Украины по миллиону долларов на истца.

Boeing-777 авиакомпании Malaysia Airlines, следовавший из Амстердама в Куала-Лумпур, был сбит на востоке Украины. На его борту находились 298 человек, все они погибли.

13 октября 2015 года был опубликован итоговый отчёт голландского Совета по безопасности. Согласно отчёту крушение Боинга 777—200 было вызвано взрывом боевой части типа 9Н314М, установленной на ракете серии 9М38, выпущенной зенитно-ракетным комплексом «Бук».

Одним из выводов технического расследования Совета по безопасности Нидерландов (DSB) было указание на недостаточность введенных Украиной мер для защиты гражданской авиации от известных ей оружейных систем, применявшихся в вооруженном конфликте (власти государства не закрыли воздушное пространство над зоной военных действий, хотя все основания для этого были).

В нескольких странах продолжаются уголовные расследования. 28 июля 2014 года при участии Eurojust следователи 12 стран начали переговоры по сотрудничеству и 7 августа 2014 года была организована Объединенная следственная группа (JIT), в которую вошли представители Нидерландов, Бельгии, Австралии, Украины, Малайзии и Eurojust. Для привлечения к уголовной ответственности виновных в гибели самолёта рядом государств было предложено создать международный трибунал ООН, однако при голосовании в июле 2015 года на Совбезе ООН за данный проект Россия заблокировала принятие соответствующего решения.

24 июня 2015 года, спустя почти год после катастрофы, Нидерланды выступили с предложением создать международный трибунал при ООН для уголовного преследования виновных в катастрофе авиалайнера. В июле к этому требованию присоединились Австралия, Бельгия, Великобритания, Новая Зеландия и Украина. 14 июля Малайзия внесла в Совет Безопасности ООН проект резолюции с требованием создать международный трибунал, чтобы гарантировать справедливое правосудие для виновных в крушении лайнера на востоке Украины, сославшись на главу VII Устава ООН «Действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии». Министерством иностранных дел России идея проекта резолюции о создании трибунала была названа преждевременной, нелогичной и контрпродуктивной. Вместо трибунала ООН по крушению «Боинга» Россия предложила назначить спецпосланника ООН по расследованию авиакатастрофы на Украине.

Это, например, давало бы возможность России участвовать в назначении кандидатуры посланника, а затем и найти способ контролировать его (не стоит забывать пресловутый "Доклад Тальявини").

29 июля 2015 года состоялось голосование СБ ООН по проекту резолюции, предложенному Малайзией. За документ проголосовали 11 из 15 стран-членов Совета Безопасности, три государства — Китай, Ангола и Венесуэла — воздержались. Воспользовавшись правом вето, Россия заблокировала принятие данной резолюции. Решение России вызвало негативную реакцию у стран, которые поддерживали эту идею, и они заявили о продолжении попыток создания иных судебных механизмов привлечения к ответственности виновных в гибели самолёта

Несколькими группами родственников погибших были инициированы судебные иски против Украины, Малайзии, России и авиакомпании Malaysia Airlines.

Крушение пассажирского лайнера привело к усилению международного давления на Россию, которая, по утверждению правительств США и ряда западных стран, поставила сбивший самолёт ЗРК «Бук-М» (либо сама участвовала в этом - доказательства собираются).

Спикер Генпрокуратуры Украины Юрий Бойченко заявил, что Украина, Нидерланды, Бельгия и Австралия подписали 8 августа 2014 года соглашение, в котором установили запрет разглашения информации о ходе и результатах уголовного расследования катастрофы Boeing 777, проводимого объединенной группой следователей (JIT). По его словам, результаты расследования будут опубликованы после его завершения и при согласии подписавших соглашение сторон.

Несколькими группами родственников погибших были инициированы судебные иски против Украины, Малайзии, России и авиакомпании Malaysia Airlines.

Так, родственники трёх погибших граждан Германии возлагают вину за катастрофу на правительство Украины, которое не закрыло воздушное пространство в районе боевых действий, несмотря на то, что ранее в зоне конфликта были сбиты несколько самолётов. Интересы родственников представляет адвокат Эльмар Гимулла, который утверждает, что правительство Украины не закрыло воздушное пространство в зоне конфликта на высотах 10 000 метров и более из корысти, не желая лишаться доходов от сборов за пролёт воздушного пространства Украины в сумме 2 млн евро в день. Эту точку зрения разделяет и Симон Вецеман — эксперт стокгольмского института исследований проблем мира.

Каждое государство несёт ответственность за своё воздушное пространство, если оно открыто для полётов. Если же государство не в состоянии обеспечить безопасность, оно должно закрыть своё воздушное пространство. Роль России в трагедии, в свою очередь, неизвестна.

— Эльмар Гимулла

По мнению профессора университета Северной Каролины Марка Гибни, в том, что касается юрисдикции Международного суда ООН, Россия в силу слабой по сравнению с существующими судебными прецедентами связи с действиями повстанцев не будет признана судом сколько-нибудь ответственной за катастрофу MH17

Как полагает Гибни, ЕСПЧ, несмотря на принцип ответственности государства за свою аэроторию, вряд ли применит его в случае Украины, поскольку исключением из этого принципа являются «чрезвычайные обстоятельства», в том числе военная оккупация территории. В то же время в ЕСПЧ даже в отсутствие твердо доказанных фактов, касающихся степени участия российской стороны в атаке на MH17, военно-политическая поддержка, оказываемая Россией украинским повстанцам, может быть признана нарушением ст. 2 Европейской конвенции по правам человека.

Глава Государственной авиационной службы Украины Денис Антонюк отметил, что на момент катастрофы самолёта МН 17 воздушное пространство над территорией Донбасса было ограничено для полетов до высоты около 10000 метров, что существенно выше, чем, к примеру, в Сомали, в котором годами идёт война.

Адвокат Эльмар Гимулла заявил о намерении подать иск в ЕСПЧ против Украины и против Президента Украины Петра Порошенко с целью взыскать не менее 1 млн евро.

А семьи восьми погибших австралийцев подали иск в ЕСПЧ против России, Украины, Малайзии и авиакомпании Malaysia Airlines. Представителем потерпевших стал адвокат Джерри Скиннер, добившийся от Ливии миллионных компенсаций для родственников погибших в авиакатастрофе над Локерби в 1988 году.

В июле 2015 года от лица 18 семей погибших в один из судов Чикаго был подан иск на $900 млн к экс-министру обороны непризнанной ДНР Игорю Стрелкову (он же И. В. Гиркин). Согласно тексту искового заявления в чикагский суд, «рейс MH17 пролетал над территорией, на которой вела боевые действия армия под командованием Стрелкова, и самолёт был сбит ракетой, пущенной повстанцами». Адвокат родственников жертв трагедии Флойд Уинсер заявил, что суть иска — не в деньгах, а в желании получить ответы от Гиркина и заставить Россию работать с международным трибуналом.

Вот так и получилось, что главный подозреваймый в катастрофе рейса МН-17, Россия, остается до сих пор вне ответственности и мировое сообщество не находит пока сил и средств изменить сложившуюся ситуацию. Иск к Украине на этом фоне конечно же несправедлив, он он высветит многие юридические вопросы и даст основания для последующих шагов.