Общественно-политический журнал

 

Дворцово-парковый ансамбль «Самчики» на Подолье

Подолье принадлежит, пожалуй, к числу наиболее живописных регионов теперешней Украины. Правда, когда речь идет об этом крае, прежде всего, вспоминается Каменец-Подольский с его историко-ахитектурным  комплексом под открытым небом. Между тем здесь хватает  и других достопримечательностей, к сожалению, малоизвестных широкой общественности. И прежде всего - это дворцово-парковый ансамбль «Самчики» с музеем-усадьбой в одноименном селе восточнее райцентра Староконстантинов. К тому же, как оказывается, Самчики, являются «родиной» украинского «ленинопада».

Ведь именно здесь вблизи неспешной речки Иква, между покрытых кувшинками озер и прудов чудом сохранилась почти в первозданном виде жемчужина архитектурного стиля ампир, наверное, единственная такая в Украине. Этим чудом подоляне обязаны полковнику Петру Чечелю (1754 - 1843), гайсинскому  старосте, который в конце XVIII века приобрел в Староконстантиновском уезде несколько сел (в том числе и Самчики), где и обустроил свою резиденцию. Чечель решил не только построить здесь дворец, но и вписать его в ландшафт по всем правилам парковой архитектуры. Для развития поместья он пригласил в глушь Подольского края лучших тогдашних архитекторов, художников, резчиков по камню и дереву, паркетчиков и столяров. А потом стараниями наследников Чечеля Самчиковский парковый ансамбль превратился в маленький украинский Версаль.

В результате, кроме дворца с белокаменными колоннами порталов, здесь появились и другие изысканные здания. Большая территория (сейчас  это около 18 гектаров) была огорожена каменной стеной. При въезде гостей поместья встречала скульптура - улыбающийся лев. Другая скульптура - грустный лев - провожала их, когда они покидали усадьбу. В музейных залах дворца, кажется, еще царит утонченная атмосфера прошлого, когда под сводами Круглого, Большого и Греческого залов хозяева устраивали богатые балы-приемы. Все залы здесь размещены таким образом, что гости, сами того не замечая, медленно переходили из одного в другой, пока не оказывались на свежем воздухе у рукотворного озера. Здесь Чечель приказал соорудить ажурный деревянный мост с перилами вплоть до его середины, чтобы, прогуливаясь, гости могли срывать речные лилии.

А в богатом убранстве дворца главное место занимает исключительный по художественной ценности  «Японский» кабинет, фресковая живопись которого отражает ориенталистскую (восточную)  тенденцию в зодческом искусстве Европы того времени. Сегодня мало кто знает, что автором уникальной фресковой росписи дворца был гениальный Михаил Врубель. К тому времени тогда уже 28-летний художник пять лет жил в Киеве, где работал над эскизами росписей Владимирского собора. С работой ему не повезло (церковная власть отклонила его прогрессивное по тем временам видение, отдав предпочтение «казенноправославному» богомазу Васнецову). Поэтому молодой мастер за приличную плату, сначала именно в Самчиках начал воплощать в жизнь свои будущие творческие планы. Нижнюю часть так называемой японской комнаты он расписал ярко-желтыми хризантемами, а купол этой необычной комнаты венчает голубое небо.

Сейчас сине-желтая гамма  врубелевских росписей дает немалую пищу для всевозможных аналогий для тех, кто хорошо разбирается в истории усадьбы. Ведь в начале советских времен имение, конечно, не избежало упадка и разорения. А местные жители и по сей день в преданиях от дедов-прадедов вспоминают, как за это кощунство Будда «отомстил» ... Ленину. Дело в том, что, обустраивая здесь после октябрьского переворота сельскую коммуну, большевики по-варварски утопили в местном озере статую Будды, которая в числе других придавала имению восточный колорит. Затем перед парадным входом местные партийцы  установили гипсовый бюст Владимиру Ульянову, но через несколько месяцев на него упала реликтовая ель и разбила  лишенный всякого художественного вкуса «новодел» вдребезги. Пожалуй, это и был первый в Украине из случаев «ленинопадов», которые сегодня уже чуть ли не обыденное явление. Но тогдашние принципиальные «комиссары» не поленилась заказать второй не менее уродливый памятник «вождю мирового пролетариата», но на него тоже упала еще одна редкая ель - уже с другой стороны. Поэтому издали приказ: срубить весь ряд «буржуазно-националистических» деревьев, что образовывали аллею, которая направлялась в  глубину имения.

К счастью, под топор тогда не попали и остальные насаждения, поэтому и по сей день парк насчитывает более 167 пород и разновидностей деревьев и кустарников, среди которых - уникумы, реликты, экзоты, некоторые из которых произрастают кроме Самчиков – только в горных долинах Гималаев! Большинство этих пород сейчас занесено в Красную книгу Украины. В парке сохранилось и скромное, но очень редкое   для  Европы сооружение - открытая теплица «Сад в стенах», для выращивания теплолюбивых и экзотических растений. Эти насаждения сохранились потому, что в 1956 году на территории парка разместилась областная научно-исследовательская сельскохозяйственная станция с отделами в зданиях усадьбы. Часть заповедника  тогда превратили в опытное поле, где и сейчас выращивают агрокультуры. И только в 90-х годах прошлого века уже во времена независимой Украины здесь создали музей - филиал областного краеведческого музея. А, учитывая ее историческую, научную и архитектурно-художественную ценность, государство взяло усадьбу под охрану.

Заметим, что продуманная еще Чечелем прудовая культура позволяет жителям этого живописного уголка Подолья как-то выживать сегодня. Из местных плес они питаются не только карпами и толстолобиками, которых сами и разводят - в хозяйстве пригодится все! Летом здесь можно увидеть, как местные крестьяне собирают с пойм буйную поросль украинских «лотосов»  - кувшинок и озерных водных гиацинтов,  которые идут на корм домашней живности. Однако рыбачить на таких  прудах приезжим не советую. Скажем, один из самчиковских «предпринимателей» сегодня соблазняет туристов, которых здесь с каждым годом  все больше, поймать в его собственном пруду упитанного карпа. А они действительно достигают там веса до 10 килограммов! Стоит такое «удовольствие»  по украинским меркам недешево, однако вы вряд ли что  поймаете: рыбины в этом пруду настолько перекормленные, что на удочку просто не идут!

Лучше просто любоваться этим чудо-музеем, созданным талантом  и трудом наших предков.

Игорь Галущак