Общественно-политический журнал

 

В Сирии начался первый день объявленного перемирия, но уже на старте каждая из сторон понимает его по-своему

Через несколько часов после того, как с заходом солнца в Сирии вступило в силу прекращение огня, госсекретарь США Джон Керри заявил, что перемирие, «возможно, является последним шансом» сохранить страну, раздробленную после пяти лет гражданской войны.

На фоне сообщений о том, что в целом в стране установилось спокойствие, несмотря на «какие-то столкновения в отдельных местах», Керри заявил, что пока преждевременно с определенностью говорить об эффективности прекращения огня, достигнутого при посредничестве США и России.

О достижении соглашения объявили в субботу в Женеве Керри и министр иностранных дел России Сергей Лавров.

Договоренность поддержали некоторые другие страны, включая Иран, который поддерживает правительство Сирии, и Турция, которая выступает за отстранение президента Башара Асада от должности.

Выступая с трибуны Госдепартамента, Керри обратился ко всем сторонам конфликта с призывом соблюдать режим прекращения боевых действий, но предположил, что в ближайшие дни перемирие будет подвергаться испытаниям на прочность.

Глава американской дипломатии отметил, что соглашение открывает дорогу для возобновления гуманитарного доступа в некоторые из наиболее пострадавших районов.

Если относительное спокойствие сохранится в Сирии в течение семи дней, США и Россия начнут наносить скоординированные воздушные удары по «Исламскому государству» и «Фронту ан-Нусра», недавно переименовавшему себя в «Джебхат Фатх аш-Шам». Группировку считают отделением «Аль-Кайды».

Соглашение «не предусматривает, что США и Россия должны получать одобрение сирийского режима на нанесение воздушных ударов, и это вовсе не то, что мы когда-либо планировали делать», заявил представитель Госдепартамента Джон Кирби.

«Главная цель этого соглашения с нашей точки зрения – не допустить, чтобы военная авиация сирийского режима летала или наносила удары в районах, где присутствует оппозиция или "Фронт ан-Нусра"», – добавил он.

Керри охарактеризовал ситуацию в Сирии, как самый сложный конфликт, с которым ему довелось сталкиваться за десятилетия службы в качестве сенатора и главы американской дипломатии. Он объяснил это тем, что «там идет сразу несколько войн».

Белый дом и Госдепартамент в понедельник отметили, что соглашение оказывает серьезное давление на Россию – давнего сторонника сирийского президента.

Российский МИД заявил в понедельник, что доставка гуманитарной помощи в Алеппо через северную дорогу «Кастелло» начнется немедленно.

Командование сирийской армии объявило по государственному телевидению, что перемирие наступает по всей стране в понедельник с 19 часов по местному времени, что совпало с началом мусульманского праздника Ид аль-Адха (Курбан-байрам).

В то же время военные заявили, что оставляют за собой право решительно отвечать на любые нарушения прекращения огня со стороны вооруженных группировок.

«Сирийское государство намерено восстановить контроль над всей территорией, занимаемой террористами», – заявил президент Асад в интервью, которое транслировали государственные СМИ.

Вся надежда на Аллаха?

С началом Курбан-байрама оружие должно замолчать в Алеппо и по всей Сирии, пишут СМИ, но опасаются прогнозировать судьбу соглашения, подписанного США и РФ. Tagesspiegel надеется, что зависимость сторон конфликта от военной поддержки Москвы и Вашингтона столь велика, что им придется последовать их указаниям. Это "перемирие больше похоже на договоренность, кто, кого и когда может бомбить. Асаду вновь вполне комфортно.

Сирийские повстанческие силы скрепя сердце одобрили новое перемирие, пишет корреспондент The Financial Times. "Вероятно, они намерены "пересидеть" это очередное перемирие, которое, по их мнению, обречено на провал".

"У нас масса опасений и оговорок, - сказал Ясер аль-Юсеф из бригады "Нур аль-Дин аль-Зенки". - Тем не менее, мы (...) будем работать над всем, что может умерить силу обстрелов и голод, спровоцированные Россией и режимом".

"Вооруженные сирийские повстанцы, не разделяющие идей джихадистов, в том числе "Свободная сирийская армия", считают, что США и западные союзники предали их, отдав на растерзание Асаду и Путину, - говорится в статье. - И их претензии обоснованы: в рамках последней попытки установить перемирие в феврале этого года оппозиционные силы - в том числе и исламисты - соблюдали условия, тогда как Россия и сирийские ВВС продолжали бомбардировки многих подконтрольных оппозиции районов, аргументируя свои действия необходимостью уничтожить базы террористов. Запад бездействовал".

"Мотивация США остается загадкой не только в том, что касается женевских соглашений, - полагает Бём. - Позиции Пентагона, Белого дома и ведомства Джона Керри по Сирии расходятся. (...) У американских генералов перехватывает дыхание при одной только мысли, что при формировании запланированного единого центра по координированию военных операций с российскими военными придется делится своими ноу-хау и информацией".

"А что же Асад? Сирийский президент снова может расслабиться, - сожалеет журналистка. - В русле нынешнего сценария в борьбе против вооруженной оппозиции даже американцы будут ему помогать".

"Бочковые бомбы и применение хлора против гражданского населения возымели желательный для Асада эффект: США пошли на сделку с Россией, чтобы хоть как-то уменьшить масштабы гуманитарной катастрофы. Это мафиозный шантаж во всей его красе: дай мне то, что я хочу, - в данном случае гарантии сохранения власти - иначе я сделаю так, чтобы все стало еще хуже", - пишет Бём.