Общественно-политический журнал

 

Танцы на месте - прорывов нет и не ожидалось, но поговорили

К поездке в Берлин президент России подготовился основательно. Правда, не так, как ожидали те, кто полагал, что главной темы встречи будет исключительно ситуация в Донбассе. Кремль открыто стремился увязать Сирию и Украину в единый пакет «уступок и приобретений».

 В частности, накануне встречи российская авиация (и войска сирийского президента Башара Асада) прекратили бомбить город Алеппо. Также по телефону Путин обсудил с турецким коллегой Реджепом Эрдоганом соглашение о выводе из Алеппо боевиков группировки «Джабхат Фатх аш-Шам», которая ранее называлась «Джабхат ан-Нусра» и считается в России террористической, в связи с чем запрещена.

Судя по тому, что Эрдоган рассказал об этих переговорах в парламенте, президентам договориться удалось. А уже во время встречи в «нормандском формате» на лентах информагентств появилось сообщение, что перед поездкой в Берлин российский лидер успел поговорить и с Асадом. Так что Владимир Путин приготовил козыри для отдельной встречи с президентом Франции Франсуа Олландом и канцлером Германии Ангелой Меркель по Сирии, которая была назначена после переговоров в «нормандском формате».

 Что касается Донбасса, то тут никаких новых заготовок российский президент в немецкую столицу не привез. Все принятые в итоге решения (в основном, это были ни к чему не обязывающие декларации) обсуждались уже и ранее.

 В свою очередь, украинский лидер Петр Порошенко накануне берлинской встречи заявил, что его страна не станет реализовывать Минские соглашения до тех пор, пока не заработает в полной мере «пакет по безопасности». Под этим в Киеве подразумевают полное прекращение огня, вывод всех иностранных вооруженных формирований и передачу украинской пограничной службе и таможне участка границы с Россией, контролируемого сегодня самопровозглашенными Луганской и Донецкой народными республиками. И это, судя по решениям берлинской встречи, оказалось для Украины достаточно сильной переговорной позицией.

 О чем лидерам «нормандской четверки» удалось договориться, они рассказали порознь. Петр Порошенко встретился с журналистами сразу после первой части переговоров. Ангела Меркель и Франсуа Олланд — после встречи «на троих» по Сирии с Владимиром Путиным. Ну а российский лидер — уже перед отъездом в доверенном кругу журналистского пула, прилетевшего с ним из Москвы.

Удивительным образом, что редко бывает на переговорах с участием России и Украины, первые лица практически не противоречили друг другу во время выходов к прессе. По итогам более чем четырехчасовых дебатов Порошенко сообщил, что Россия дала согласие на появление на Донбассе вооруженной полицейской миссии ОБСЕ. В свою очередь, Путин позднее рассказал о продолжении работы по разведению сторон «на юго-востоке Украины», что заметно расширяет обсуждаемый регион по сравнению районами Луганской и Донецкой областей, где действительно продолжаются вооруженные столкновения. Упомянута была и демилитаризация Дебальцево, где в начале 2015 года шли особо кровавые бои.

 При этом никаких документов по итогам встречи подписано не было. Как заявили все лидеры «нормандской четверки», обсуждение продолжится до конца ноября (то есть, в том числе, после президентских выборов в США) на уровне глав МИД, вслед за чем должна быть принята «дорожная карта» по внедрению Минских договоренностей.

 Таким образом, главным итогом встречи в Берлине можно считать соглашение о появлении в отдельных районах конфликтной зоны вооруженных инспекторов ОБСЕ. Как заявил Петр Порошенко, «для обеспечения подготовки к будущим местным выборам, когда условия безопасности дадут нам возможность их проводить, мы сейчас сделаем попытку ввести вооруженную (мы ее называем полицейской) миссию ОБСЕ, которая будет обеспечивать безопасность как во время избирательного процесса, так и на переходной период».

Впрочем, даже этот результат под вопросом, потому что европейцы по-прежнему не горят желанием рисковать своими жизнями в незамиренном регионе, даже с оружием в руках. «Когда будет подготовлен закон о выборах, когда будет выработан рабочий процесс, то тогда можно будет говорить о миссии ОБСЕ, которая может быть вооруженной. Но сегодня это не имело абсолютной срочности. Сначала нужен закон о выборах», - откровенно дезавуировала заявления Порошенко немецкий канцлер Ангела Меркель.
 Немного иначе дело обстоит с переговорами по Сирии. Тут тоже никаких соглашений никто не подписывал. Однако, по неофициальной информации, западные лидеры фактически пригрозили Владимиру Путину началом судебного процесса по «военным преступлениям» в Алеппо, тем более, что нападение на гуманитарный конвой ООН дает прекрасную возможность это сделать. Ангела Меркель, судя по всему, обозначила и вполне реальную возможность введения против России новых санкций, которые напрямую ударят по ее военно-промышленному комплексу.

 В итоге Москва вынуждена была подтвердить прекращение авиационных налетов на второй по размерам город Сирии и от своего лица, и от имени Башара Асада. Впрочем, Россия не собирается отступать, и фактически требует, чтобы город был разделен на зоны. Те, которые занимают сейчас исламисты, явно планируется в самом ближайшем будущем занять войсками Асада.

 Что же касается санкций, то Кремль постарался самим подбором делегации продемонстрировать всю их несерьезность. Рядом с Владимиром Путиным за круглым столом в Берлине сидел его помощник Владислав Сурков, отвечающий сегодня за Донбасс и, как отметили многие европейские СМИ, находящийся под персональными санкциями, что должно было, в теории, не дать ему приехать в Германию. Однако это совершенно не помешало собраться всем за одним столом.

Иван Преображенский