Вы здесь
Россия использует Интерпол в своих политических целях
Представитель России избран в руководство Интерпола впервые за время членства страны в этой международной организации. Вице-президентом Интерпола стал Александр Прокопчук.
Представитель России Александр Прокопчук стал новым вице-президентом Интерпола. Генерал-майор МВД был избран на этот пост на очередной сессии генассамблеи международной организации уголовной полиции, проходившей на индонезийском острове Бали. Прокопчук является начальником Национального центрального бюро (НЦБ) Интерпола в МВД России. На протяжении всей карьеры в правоохранительных органах он занимался борьбой с экономическими и налоговыми преступлениями, отмыванием денег и легализацией преступных доходов. Представитель России впервые занял пост в руководстве организации с момента вступления СССР в нее в 1990 году.
Новым президентом Интерпола избран представитель КНР - замминистра общественной безопасности Китая Мэн Хунвэй. Он сменил на этом посту француженку Мирей Баллестрази, возглавлявшей организацию с 2012 года.
Ранее стало известно, что сотрудник Генпрокуратуры России впервые вошел в состав комиссии Интерпола по контролю за файлами, сообщил "Интерфакс". Комиссия является независимым органом, осуществляющим надзор за соблюдением устава и других нормативных документов Интерпола при обработке персональных данных. "Комиссия дает свои заключения на любые проекты документов организации, связанные с распространением сведений о лицах, разыскиваемых по линии Интерпола, рассматривает жалобы и обращения от частных лиц", - пояснил представитель российского ведомства Александр Куренной.
Как Москва использует Интерпол для преследования своих противников
"Когда в России ему угрожал суд за кражу произведения уличного художника, которое сам автор оценил в 1 доллар 55 центов, Никита Кулаченков (российский судебно-бухгалтерский эксперт, участвовавший в борьбе с коррупцией) бежал в Литву. Он решил не сопротивляться сфабрикованным обвинениям, сочтя, что его усилия обречены на неудачу", - пишет журналист The New York Times Эндрю Хиггинс.
В январе, когда Кулаченков приехал из Литвы на отдых на Кипр, его остановили на паспортном контроле в аэропорту, допросили и взяли под стражу.
"По словам Кулаченкова, сотрудники иммиграционной службы и полиции Кипра были не меньше, чем он сам, озадачены извещением в своих компьютерных сетях, гласившим, что он - разыскиваемый преступник, которого надо немедленно арестовать", - пишет издание.
"Извещение о розыске распространила в этой сети в августе прошлого года Россия, где кража миллионов и даже миллиардов долларов теми, у кого есть связи в политических кругах, в большинстве случаев остается безнаказанной, но предполагаемая кража грошового рисунка, созданного дворником, стала объектом длительного расследования с участием ряда самых высокопоставленных правоохранителей страны", - пишет издание.
Требование об аресте было разослано в 51 страну через Интерпол. "Оно не было одобрено Интерполом (его устав "строго воспрещает" любые действия "политического характера"), но все же навешивало на этого 34-летнего борца с коррупцией ярлык "преступник" в базах данных по всему миру", - пишет газета.
"Твердо решив наказать своих внутренних противников, сбегающих за границу, а также граждан других государств, чьей жизни и финансовой деятельности она желает чинить помехи, Москва в последние годы выработала замысловатую, хорошо финансируемую стратегию, используя для преследования своих недругов зарубежные суды и правоохранительные органы. Критики утверждают, что Россия злоупотребляет этими инструментами", - говорится в статье.
Некоторые страны, в том числе Россия, "усердно стремятся получить предостережения Интерпола", направленные против политических противников, сказал Джейго Расселл, главный управляющий правозащитной организации Fair Trials International (Лондон), так как "это упрочивает доверие к судебным делам, возбужденным властями этих стран, и подрывает репутацию обвиняемых".
"Также это потенциально мощная угроза, которую можно использовать против тех, кто пока остается в стране: "Даже если вам удастся уехать, не ожидайте, что окажетесь в безопасности", - добавил он.
Газета замечает, что многие попытки кончались ничем, но месяцами или годами чинили помехи своим жертвам.
"Так, британский суд по запросу России заморозил во всем мире активы Сергея Пугачева, который в прошлом был близким другом президента Путина, а затем рассорился с Кремлем из-за спора о собственности и бежал в Великобританию, а затем во Францию", - пишет автор.
"Россия также использовала британские суды и Интерпол, чтобы совершать действия, которые многие правительства западных стран расценили как месть британскому гражданину, уроженцу США Уильяму Браудеру. Браудер был заочно осужден в России по обвинениям в афере с налогами после того, как бежал в Лондон и организовал международную кампанию против России за убийство своего московского юриста Сергея Магнитского, находившегося под стражей", - пишет газета.
По данным газеты, Россия хочет добиться, чтобы британские суды отыскали и заморозили имущество Браудера и исполнили постановление гражданского суда, вынесенное против него в России.
По просьбам государств, своих членов, Интерпол распространяет так называемые "уведомления с красным углом" (аналог международного ордера на арест) и "рассылки" - просьбы об аресте или установлении местонахождения некого лица либо о предоставлении информации.
Из-за такой рассылки Кулаченков провел почти три недели под стражей, пока власти Кипра рассматривали запрос Москвы о его депортации в Россию.
"Когда Литва известила, что у Кулаченкова нет уголовного прошлого и что ему предоставлено политическое убежище ввиду того, что в России он работал с Алексеем Навальным, Кипр решил не экстрадировать Кулаченкова. Навальный, видный борец с коррупцией и противник Кремля, в Москве сам опутан сетью, вероятно, сфабрикованных уголовных дел, в том числе о предполагаемой краже произведения искусства", - говорится в статье.
Теперь имя Кулаченкова вычеркнуто из баз данных Интерпола, сообщает газета. Сам Кулаченков заявил, что российские власти "не интересуются, в сущности, мной, но хотели подать сигнал: если свяжешься с Навальным, мы создадим тебе проблемы, даже если ты уедешь из России".
По данным газеты, после критики Интерпол постарался защитить свою систему от злоупотреблений. В 2015 году он заявил, что не будет выдавать уведомления об аресте тех, кто получил политическое убежище или статус беженца в какой-то иной форме. "Правда, в январе это не помогло Кулаченкову на Кипре", - замечает автор.
Газета также рассказывает о судьбе россиянина Петра Силаева. "В 2010 году он участвовал в демонстрациях против уничтожения леса в Химках и после того, как несколько демонстрантов были жестоко избиты, а власти сочли акцию вооруженным бунтом, бежал в поисках убежища в Брюссель", - говорится в статье.
Позднее Силаев получил политическое убежище в Финляндии. Когда он поехал к друзьям в Испанию, его арестовала испанская полиция "на основании уведомления с красным углом, выданного Интерполом по просьбе Москвы", говорится в статье.
"Спустя 6 месяцев, в начале 2013 года, мадридский суд отменил постановление об экстрадиции Силаева и разрешил ему вернуться в Финляндию. Там он потратил еще год, упрашивая Интерпол вычеркнуть его имя из базы данных", - говорится в статье.
По словам Силаева, Интерпол "абсолютно непрозрачен".