Общественно-политический журнал

 

Антироссийская команда «пророссийского» президента

Американские предвыборные страсти утихли и многие стали задаваться вопросами о том, как новый президент США будет управлять страной. Строить достоверные прогнозы по итогам кампании довольно сложно, поскольку далеко не все обещания будут положены в основу дальнейшей политики.

Тем более, что речь идёт о Дональде Трампе, чьи взгляды во многом не совпадают с политическим истеблишментом США. Именно поэтому неправильно делать выводы, исходя из нескольких эксцентричных высказываний и выступлений на дебатах.

Гораздо красноречивее о будущем говорит его политическое окружение, которое претендует на ключевые посты в новой администрации. По информации газеты The New York Times, помощники Трампа уже приступили к распределению должностей.

Исходя из сообщений прессы, команда республиканца будет неоднородна: классические «ястребы» и консерваторы, выступающие против абортов и однополых браков, будут уживаться с противниками войны в Ираке и более радикальными политиками.

В первую очередь NYT пишет, что в «ядро» новой администрации войдёт бывший спикер Палаты представителей США Ньют Гингрич, который, возможно, займёт пост госсекретаря, а также экс-мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани.

Основным кандидатом в министры обороны считается Джефф Сешнс, а возглавить Пентагон может генерал в отставке Майкл Флинн. Бывший конкурент Трампа на праймериз Крис Кристи пока встал у руля на время процесса передачи власти от старой администрации к новой. По сообщению ряда СМИ возглавить администрацию сможет и соучредитель медиахолдинга Breitbart News LLC Стив Бэннон.

Ньют Гингрич

Большинство аналитиков видит в Ньюте Гингриче нового госсекретаря США. Логика в этом есть, поскольку, во-первых, он был одним из претендентов на должность вице-президента, а во-вторых, по своей эксцентричности он ничуть не уступает самому Трампу. В политике он давно – с 1978 года. В свои 35 лет он победил на выборах в Палату представителей от штата Джорджии, который он представлял на протяжение последующих двадцати лет.

Получил особую известность благодаря нескольким политическим скандалам. По информации СМИ, за время работы он 84 раза обвинялся в нарушении этических норм. Комитет по этике оштрафовал его в 1997 году на 300 тыс долларов за использование в политических целях необлагаемые налогами фонды. С руководящих позиций в Палате представителей он ушёл также из-за этического скандала, связанного с его романом с сотрудницей ведомства.

Пресса характеризует Гингрича как человека, окружающего себя ореолом богатства и роскоши. За это его критиковали активисты движения «Захвати Уолл-стрит», обвиняя в том, что он не понимает проблемы простых людей и представляет интересы крупных корпораций. На тот момент он также пробовал себя в роли кандидата в президенты, но он сошёл с дистанции, уступив Митту Ромни.

Если говорить о его политических взглядах, то он представляет собой типичного консерватора. Выступает против абортов, а также за выделение дополнительных средств на развитие социальной сферы и экологию. Кроме того, он занимает жёсткую позицию по мигрантам и мусульманам. Недавно он заявил, что из США необходимо депортировать всех сторонников этой религии, которые живут по шариату.

«Вы должны проводить мониторинг мечетей. Откуда вы думаете они появляются, в первую очередь? Мы должны проверить каждого человека, исповедующего ислам, и если он верит в шариат, он должен быть депортирован», — подчеркнул он, рассуждая о проблемах безопасности.

Во внешней политике занимает резкие позиции по отношению к «странам-изгоям» и поддерживает политику санкций. Нередко высказывался за то, чтобы США наращивали военную мощь в противовес России. Во время избирательной кампании Трампа, давая интервью изданию «Европейская правда», заявил о возможном снятии запрета о поставках летального оружия Украине.

«Лично я все время выступал против запрета. Уверен, что украинский народ имеет право защищать себя и свою страну. Вообще, такая политика – поддержка украинской независимости только на словах без предоставления современного оружия для защиты – является поражением для США. При Трампе все должно быть иначе», – добавил Гингрич.

Он также подчеркнул, что «приятные слова» в адрес Путина не значат, что он не будет продавать оружие Украине. В целом Гингрич негативно относится к политике российского президента. По его словам, Путин «оккупировал Крым и Восточную Украину».

«Его влияние растёт вместе с неимоверной популярностью дома», — передаёт его слова Washington Times.

Тем не менее он не уверен в том, что стоит оказывать помощь Восточной Европе в случае «российского вторжения». Так, он назвал Эстонию «пригородом Санкт-Петербурга», и заявил, что здесь он «не рискнул бы начать ядерную войну».

При этом нельзя сказать, что он склонен к бесконтрольным выпадам в адрес России. Он придерживается общеамериканской позиции по Крыму и Украине, но при этом он критиковал штаб Клинтон за постоянные попытки перевести любую тему на «российскую угрозу».

По его словам, СМИ приняли странную стратегию по освещению скандала с электронной почтой Хиллари. Исходя из такой точки зрения, средний американец «должен злится на Путина из-за того, что в России взломали плохо защищённые файлы, а не на то, что эти файлы показывают расизм, ложь, коррупционные схемы и попытки нечестно обыграть Берни Сандерса».

Рудольф Джулиани

Рудольф Джулиани, которому СМИ прочат роль генерального прокурора в администрации Трампа, также не отличается пророссийскими взглядами. Впрочем, его личность довольно непредсказуемая. Многие американцы были удивлены его желанием присоединиться к избирательной кампании республиканца. «Руди, что с тобой случилось?», — писали газеты.

Он был известен тем, что поддерживал права ЛГБТ-сообщества, выступал за контроль над оружием и был сторонником политики «открытых дверей» в вопросах миграции. Как этот человек стал частью кампании республиканцев, для многих так и остаётся загадкой. Тем не менее он не только вошёл в штаб Трампа, но и обеспечил себе место в будущей администрации.

В статье The New York Times отмечается, что он был харизматичным мэром, который особенно ярко проявил себя после терактов 9/11. Он вместе со всеми был на развалах, надел кепку пожарного департамента и «весь в пыли» помогал пострадавшим жителям Нью-Йорка.

«Он был искренним. Это не было шоу. Он, действительно, чувствовал это», — отмечает профессор по связям с общественностью Дуглас Муццио. Однако после этой высшей точки карьера Джулиани, которая началась ещё при Рональде Рейгане, практически завершилась. В 2008 году он попытался принять участие в президентских выборах, но с треском провалился. Отчасти нынешнее возвращение с Трампом он может считать личным триумфом.

Несмотря на свой возраст (72 года), он утверждает, что у него хватит энергии на работу в администрации.

«Никто так не знает департамент юстиции лучше меня. Я знаю его основание и знаю самый верх», — утверждает Джулиани.

Он резко отреагировал на начавшиеся после выборов протесты, назвав протестующих студентов «кучкой маленьких плакс». Он отметил, что на месте Трампа он бы сказал им, что за год они увидят, что живут в гораздо лучшей стране, чем сейчас.

Комментируя возможные отношения между Россией и США, он выразил уверенность в том, что Трамп будет вести переговоры с Путиным так, как это делал Рейган с Горбачёвым. Он заверил, что несмотря на некоторые пророссийские высказывания будущего президента, ждать от него слабины не стоит.

«Рейган и Горбачев вели дела друг с другом, а тогда еще был Советский Союз. Горбачев был убийцей, как и Путин. Но это привело к окончанию холодной войны, причем без единого выстрела, поскольку Рейган был в состоянии демонстративно покинуть Рейкьявик. А на днях в Пенсаколе Трамп ясно дал понять, что он легко может отказаться от сделки, если она не в наилучших интересах США», — подчеркнул Джулиани.

По его словам, в отличие от нынешней администрации, которая отказалась от обороны Польши и Чешской Республики, пытаясь перезагрузить отношения с Россией, Трамп будет вести переговоры «с позиции силы».

Джефф Сэшнс

Не менее интересной должностью является пост министра обороны. По данным СМИ, пока рассматривается два претендента: Джефф Сэшнс и Майкл Флинн. При этом назначение второго довольно проблематично, поскольку он является отставным генералом, с завершения карьеры которого не прошло семи лет. Для того, чтобы он стал главой Пентагона, необходимо получить специальное разрешение конгресса.

Надо сказать, что по прогнозам Сешнс в любом случае войдёт в администрацию. Помимо кресла министра обороны ему прочат руководство отделом по миграционным вопросам. При том, что он известен как сторонник строгих антимигрантских законов, назначение может стать знаковым.

«Он сможет занять любой пост, который захочет», — приводит слова Дональда Трампа французская газета L’Opinion. К слову, именно Сешнс стал автором победного девиза предвыборной капании республиканца «это не кампания, это движение».

Трамп использовал это выражение и в своей победной речи. Да и в целом будущий президент лестно отзывался о нём, отмечая, что «умнее не бывает». Сам Сешнс является консерватором, который так же, как и Гингрич претендовал на пост вице-президента.

О Сешнсе известно немного. Он стал первым сенатором, который поддержал Трампа на праймериз. Ему принадлежит идея строительства стен на границах во избежание нелегальной иммиграции.

Он выступает против Транстихоокеанского партнёрства и призывает отказаться от этого проекта и против однополых браков. Будучи министром обороны, он вероятнее всего будет выступать за усиление армии, о чём неоднократно упоминал в своих интервью.

Майкл Флинн

Майкл Флинн — второй претендент на должность руководителя Госдепа. Он является бывшим руководителем военной разведки. Это, пожалуй, наиболее высокопоставленный военный, поддержавший Трампа. Пока это единственный пророссийский претендент на должность в администрации.

Он выступал за союз США с Башаром Асадом в борьбе против исламских группировок. По его мнению, Америке необходимо укреплять связи с Россией. Его взгляды привели к конфликту с нынешним министром обороны Эштоном Картером.

По словам эксперта по внешней политике США Виктора Олевича, Флинн вероятнее всего попадёт в администрацию вместе с появившейся во время президентства Барака Обамы «фракцией в американских вооружённых силах, которая была на протяжении последних лет недовольна внешнеполитическим курсом администрации».

К тому же сложности с назначением Флинна вполне разрешимы, поскольку Конгресс также находится под контролем республиканцев. Кроме того, он может стать советником президента по национальной безопасности.

Крис Кристи

Бывший оппонент Трампа во время праймериз Крис Кристи также быстро стал членом его предвыборного штаба. Он так хорошо вошёл в роль, что встал во главе переходного процесса передачи полномочий от прошлой администрации к новой. Долгое время он был губернатором штата Нью-Джерси. Его юридическое образование позволяет СМИ предполагать, что он сможет претендовать на должность генерального прокурора.

Будучи консерватором, он выступал против легализации однополых браков, но его запрос был отклонён судом. Пока неизвестно, займёт ли он какой-либо значимый пост в высшем руководстве. В эфире передачи Today он заявил, что пока не обсуждал этот вопрос с Дональдом Трампом. По его словам, сейчас вся команда сконцентрирована на переходном процессе, поэтому о распределении должностей речи не идёт.

В среде республиканцев его неоднократно критиковали за слишком либеральные взгляды. Так, он выступал за легализацию гражданских отношений между представителями ЛГБТ-сообщества, но выступил против однополых браков, заявив, что брак должен оставаться прерогативой мужчины и женщины. Также он выступал и против абортов.

Кроме того, он неоднократно критиковал внешнюю политику Барака Обамы и нелестно он отзывался о России.

«Единственный американец, которого Путин может нокаутировать на ринге — Барак Обама. Дайте мне выйти на ринг против Владимира Путина, и все у нас будет отлично», — заявил он во время своей предвыборной кампании.

Стив Бэннон

СМИ называют ещё одного претендента на пост главы администрации Дональда Трампа. Им может стать соучредитель медиахолдинга Breitbart News LLC Стив Бэннон, который был одним из руководителей предвыборной кампании.

Никакой точной информации о его политических взглядах нет, однако пресса приписывала ему антисемитские высказывания, а Bloomberg вообще считает его «самым опасным политтехнологом Америки». Пока о Бэнноне точно известно лишь то, что он отставной офицер военно-морских сил США, ставший медиамагнатом. Остальное – догадки.

Боб Коркер

Владея в городе Чаттануга, штат Теннеси, строительной компанией, Боб Коркер (Bob Corker) стал мультимиллионером. После неудачной попытки в 1994 году баллотироваться в сенат, семь лет спустя был избран мэром Чаттануги. С 2007 года заседает в сенате, с 2015 года – председатель сенатского комитета по внешним делам.

Выступал за ужесточение санкций против России и поддержку Украины, включая предоставление Киеву оружия. Сторонник усиления НАТО для сдерживания "российской агрессии".  

Боб Коркер - еще один возможный кандидат на пост главы внешнеполитического ведомства США.

Стивен Хэдли

Юрист по образованию, Стивен Хэдли (Stephen Hadley) после окончания университета начал карьеру на военной службе – офицером ВМС США. С начала 2000-х занимал должность заместителя советника по национальной безопасности президента Соединенных Штатов, а затем занял пост советника Джорджа Буша-младшего. Его работа в этом качестве отмечена как беспредельной преданностью президенту, так и крайней несамостоятельностью.

В 2003 году Хэдли публично взял на себя ответственность за ложную информацию, содержавшуюся в обращении президента к нации – по его вине в речи прозвучала ссылка на недостоверные разведданные об иракском оружии массового уничтожения.

Именно Хэдли в 2006 году огласил обновленную "Стратегию национальной безопасности США", основанную на так называемой "доктрине Буша", которая была сформирована после терактов 11 сентября 2001 года.

Стивен Хедли – также кандидат на пост главы оборонного ведомства.

Майк Пенс

О назначении вышеперечисленных политиков пока можно только строить догадки и предположения. Единственный человек, который точной войдёт в новую администрацию – это Майк Пенс, который вместе с Трампом баллотировался в качестве вице-президента.

Это, пожалуй, наиболее опытный политик в штабе – он четыре раза переизбирался в Конгресс. Он не возглавлял ни один из ключевых комитетов, но он проявил себя ярым критиком Джорджа Буша-младшего за его уступки демократам. После этого он стал губернатором Индианы.

СМИ и эксперты создали ему ореол серого кардинала, который и будет руководить действиями Трампа. Несмотря на то, что он долгое время в политике, никто не понимает, что от него ждать. Он неоднократно менял свою позицию «на ходу».

Так, будучи конгрессменом, он проголосовал за войну в Ираке и хвалил Обаму и Клинтон за усилия по свержению Каддафи. Кроме того, в последние несколько месяцев кампании он стал «прикрывать» Трампа, сдержанно комментируя его высказывания.

Он пытался сгладить ситуацию с высказыванием Трампа по абортам, когда республиканец заявил, что женщин нужно «как-то наказывать» за это, а затем и чересчур активную критику военных.

Пенса рассматривают также как надёжного кандидата. По оценке британской газеты The Telegraph, он представляет в окружении Трампа человека, который отстаивает интересы и ценности партии, поскольку он теснее всех связан с партийным истеблишментом.

Он сторонник снижения затрат правительства, за что получил репутацию «фискального консерватора». На праймериз он поддерживал Теда Круза, однако после того, как тот вышел из строя, перешёл в штаб Трампа, охарактеризовав его «хорошим человеком».

«Дональд Трамп пришёл в Вашингтон как полный аутсайдер, который никогда не был в кабинете раньше, никогда не работал в Вашингтоне и ничего не знает о том, как управлять этим. Майк Пенс претендует на то, чтобы стать человеком, который поможет ему разобраться, сделает это для него. У него есть такой опыт», — отмечает основатель Media Research Center Брент Бозель.

Во время избирательной кампании он пытался корректировать образ Трампа как кандидата, который симпатизирует России. Он несколько раз от лица всего штаба критиковал российского президента. Так, например, успехи России на международной арене Пенс объяснил слабостью администрации Обамы. Он обратил внимание, что экономика США в 16 раз больше российской, а политическая система сильнее.

«Когда мы с Дональдом Трампом рассматривали этот вопрос, я сказал, что, к сожалению, в Сирии, Иране, Украине, мелкий и запугивающий всех российский лидер оказался сильнее. Это не заслуга Владимира Путина. Во всём виновата слабость и безответственность нынешнего лидера», — подчёркивал он.

Все эти провокации России, по мнению Пенса, должны получить отпор. Отпор России он планирует дать и в Восточной Европе. Он выступил за то, чтобы развернуть ПРО в Польше и Чехии, «от которых Обама и Клинтон отказались, чтобы не обижать русских».

Антироссийская команда «пророссийского» президента

Таким образом, все наиболее вероятные кандидаты на ключевые должности в новой администрации США настроены крайне антироссийски. У многих представителей окружения Дональда Трампа не сходятся мнения на внутриполитические процессы.

По-разному они смотрят на вопросы миграции, во многом не состыковываются взгляды на дальнейшее экономическое развитие, с разной степенью осторожности они относятся на вопросы экологии. Зато в отношении к России выработалось однозначно негативное. Уже становится очевидным, что никакой новой «перезагрузки» ждать не приходится.

Однако стоит отметить и то, что многие политики, претендующие на места в администрации президента, построили свою карьеру при Рейгане. Именно поэтому многие аналитики проводят параллели с работой того кабинета.

Все они «дети» холодной войны и не похоже, чтобы они стремились её возобновить. Однако республиканцы традиционно настроены негативно в отношении России, поэтому совершенно неясно, почему большинство российских СМИ так восторженно встречают команду Трампа.+

Возможно, у администрации и получится сгладить некоторые проблемы, но в целом пока нет никаких оснований предполагать, что отношения между странами выйдут на новый уровень.