Общественно-политический журнал

 

В Минфине США изучат сделку «Роснефти»

Эксперты Управления по контролю за иностранными активами Казначейства США (OFAC) собираются «внимательно изучить» условия сделки по продаже 19,5% акций российской госкомпании «Роснефть» членам консорциума, в который вошли швейцарский трейдер Glencore и суверенный инвестиционный фонд Катара (QIA). По словам официального представителя Белого дома Джоша Эрнеста, власти США обычно не комментируют даже «такие крупные и значительные» бизнес-соглашения, но санкции, введенные против нефтяной компании и ее руководителя Игоря Сечина, вынудили администрацию отступить от обычной практики.

«Я могу подтвердить, что эксперты министерства финансов, отвечающие за применение санкционного режима, внимательно изучат эту транзакцию, – заявил пресс-секретарь президента США в ходе ежедневного брифинга. – Они изучат условия сделки и оценят, какое влияние санкции могут оказать на нее».

О том, что инвестиционное соглашение будет тщательно проанализировано на предмет соответствия санкционному режиму, заявил и спецпосланник президента США по международным энергетическим вопросам Амос Хокстайн.

Но, как считает независимый консультант Роджер Тернер (Roger Turner), эта «проверка» вряд ли грозит покупателям активов и самой «Роснефти» новыми неприятностями. «Меры, введенные минфином США в 2014 году, действительно ограничивают российской компании доступ к западным технологиям и финансированию, но никак не запрещают продажу и покупку акций», – заявил он в интервью «Голосу Америки».

Известно также, что ни Glencore, ни катарский фонд QIA не располагают активами в США. Согласно уже опубликованной информации, к реализации сделки не привлекались и американские финансовые институты. «Чисто теоретически власти Соединенных Штатов могут заблокировать некоторые платежи по этому контракту, но вероятность этого очень невелика»,– подчеркнул Роджер Тернер.

Тем не менее, детали сделки, заключенной «Роснефтью», вызывают множество вопросов у специалистов. До сих пор не ясно, на каких условиях согласилитсь участвовать в соглашении представители катарского фонда, а официально озвученные данные о стоимости пакета акций сильно расходятся.

Так, например, на встрече руководителя компании Игоря Сечина с Владимиром Путиным было заявлено, что всего нефтяная компания получит 10,5 миллиардов евро. Уже через несколько часов после этого Glencore выпустил собственный пресс-релиз, заявив, что за пакет акций будет заплачено только 10,2 миллиарда. При этом швейцарский трейдер уточнил, что собирается вложить лишь 300 миллионов евро собственных средств, а остальную сумму внесут катарский QIA и некие так и не названные европейские банки.

По некоторым данным, реальная стоимость контракта была еще ниже: источники газеты «Коммерсантъ» в правительстве РФ оценили ее всего в 692 миллиарда рублей, что несколько меньше суммы, названной швейцарским трейдером. Эксперты обратили внимание и на то, что не выполненной осталась и прямая директива правительства РФ, установившего минимальную цену пакета акций «Роснефти» в 710,8 миллиарда рублей.

Но, похоже, на эти досадные «мелочи» в российском правительстве предпочитают не обращать внимания.

«Это крупнейшая сделка по продаже активов в нефтегазовой сфере этого года, она долго готовилась, и, естественно, ее конфигурация не является случайной, – похвалил руководителей «Роснефти» глава российского правительства Дмитрий Медведев, выступая на пресс-конференции в Финляндии. – В результате были достигнуты неплохие параметры сделки, которые помогают решить ряд задач, в том числе поступление денежных средств в бюджет Российской Федерации».

По оценке премьер-министра, продажа пакетов акций «Роснефти» и «Башнефти» принесет бюджету дополнительный доход в размере не менее одного триллиона рублей. При этом, по его словам, вырученная сумма превысила все прогнозы правительственных аналитиков.

Мнение российского премьера поддержал и бывший советник предвыборного штаба избранного президента США Дональда Трампа, Картер Пейдж (Carter Page), находящийся с визитом в Москве. «Враждебные попытки наказать «Роснефть» и целую группу руководителей компании путем введения санкций, главном образом навредили западным компаниям, и не привели к заявленной цели. Инновационная сделка на этой неделе лишний раз это доказывает, так как многие потенциальные стратегические инвестиционные партнеры были исключены» – цитируют его слова российские СМИ.

Эксперты нефтяной отрасли, впрочем, считают, что главным бенефициаром сделки в итоге оказался Glencore: вложив сравнительно небольшую сумму в пакет акций «Роснефти», швейцарский трейдер получил возможность стать крупнейшим продавцом российской нефти в мире.

Какие интереснейшие подробности постепенно раскрываются о сделке по продаже акций "Роснефти". Оказывается большую часть денег консорциуму, купившему акции, дадут российские банки. Можно довольно уверенно предполагать, что это с вероятностью 99% будут госбанки, а деньги они получат от ЦБ.
Вот тебе и иностранные инвесторы, вот тебе и пополнение бюджета за счет приватизации! С большим интересом жду новых подробностей.