Вы здесь
"Гибельная война" Трампа с разведсообществом
В пятницу Дональда Трампа посетили в Нью-Йорке руководители американских спецслужб, специально приехавшие к нему из Вашингтона в "Трамп-тауэр", чтобы лично доложить избранному президенту США о результатах расследования взлома компьютеров Национального комитета Демократической партии и других объектов. А на сайте Week появилась статья либерального публициста Пола Уолдмана, озаглавленная "Гибельная война Дональда Трампа с американскими шпионами".
"Дональд Трамп с радостью поведает вам, что он знает обо всем больше, чем кто бы то ни было, - начинается статья. - Будь то налоги, ИГ, хакерство или даже Святое Писание (он как-то заявил, что "никто не читает Библию больше меня"), он всегда знает больше, чем так называемые "эксперты" с их бесполезным образованием и опытом".
Но никто не любит, когда ему говорят, что он глуп и темен, продолжает автор, особенно когда его работа заключается как раз в том, чтобы докапываться до сути вещей. А Трамп еще до вступления в должность повел открытую войну с разведорганами США, чья задача состоит в том, чтобы поставлять президенту информацию, которая нужна ему для принятия судьбоносных решений по внешней политике.
"Как это будет влиять на их отношения, когда Трамп станет президентом и на кон будут поставлены жизни людей?" - спрашивает Уолдман.
С точки зрения публициста, Трамп обозлился на разведку из-за ее заключения, что Россия стоит за взломами электронных закромов Демпартии и Джона Подесты, главы избирательного штаба Хиллари Клинтон, и что целью хакерских атак было помочь Трампу победить на выборах.
Как считает Уолдман, тот недоволен такими выводами спецслужб, потому что безумно комплексует из-за того, что набрал меньше голосов, чем Клинтон. И вот Трамп ополчился на разведчиков, применяя против них свое главное оружие - твиты.
Уолдман приводит один пример. Трамп написал на этой неделе твит о том, что доклад разведки "о так называемом "русском хакерстве" отложен до пятницы, возможно, потому, что им нужно было время на сбор доказательств. Очень странно!"
На самом деле, пишет автор, доклад был назначен на пятницу с самого начала. Трамп не преминул незаслуженно уколоть разведчиков и лишний раз обидел их, поместив в кавычки слово "intelligence", которое означает и "разведку", и "ум".
Став избранным президентом, он мог бы каждый день выслушивать секретные доклады разведорганов, но этим правом не злоупотребляет и слушает их нечасто, жалуясь, что докладчики все время повторяются.
Хуже того, после первого же сеанса он заявил прессе, что докладчики хаяли в беседе с ним решения Обамы. Те обиделись, поскольку они политических суждений не высказывают. Еще больше их возмутило то, что Трамп нарушил правило не обсуждать содержание этих встреч публично.
Руководители разведорганов публично Трампу, естественно, не отвечали, но когда они предстали в четверг перед членами сенатского комитета по делам вооруженных сил, им пришлось отвечать на вопросы.
Один из вопросов касался того, как отражаются выпады Трампа против разведки на настроениях ее сотрудников, которым скоро придется предоставлять ему жизненно важную информацию. Джеймс Клэппер, директор всех разведорганов США, коротко ответил: "Я думаю, [настроения] вряд ли улучшаются".
Воспользовавшись случаем, Клэппер, которого скоро заменит трамповский назначенец, бывший сенатор Дэн Коутс, добавил: "Иностранные коллеги не раз выражали мне озабоченность тем, что о нашем разведывательном сообществе отзываются пренебрежительно".
Клэппер и его коллеги заявили в сенате, что, по их данным, руководили хакерскими атаками высокопоставленные российские деятели, но ни разу не назвали Владимира Путина.
Посторонним не дано знать (по крайней мере до тех пор, пока Трамп не написал об этом в "Твиттере"), что происходило в "Трамп-тауэре" на встрече руководителей спецслужб с их будущим начальником, но они наверняка заявили ему, что среди этих деятелей был Путин.
В пятницу была обнародована купированная версии и доклада спецслужб США на эту тему, в которой утверждается, что попытки вмешаться в американскую предвыборную кампанию 2016 года были предприняты по приказу Путина.
Реакцию Трампа на встречу с главами разведорганов прокомментировал в Los Angeles Times обозреватель Скотт Мартелл, заключивший, что мнение об услышанном сложилось у избранного президента заранее, поскольку тот обнародовал заявление о ней буквально через несколько минут.
Трамп начал за здравие, написав, что встреча была конструктивной и что он испытывает "огромное уважение к работе и заслугам членов разведывательного сообщества перед нашей великой страной".
"Хотя Россия, Китай, другие страны, иностранные группировки и отдельные лица постоянно пытаются взломать киберинфраструктуру наших государственных органов, фирм и организаций, включая Национальный комитет Демократической партии, - говорилось дальше, - это абсолютно не повлияло на исход выборов".
Трамп отметил, что попыток манипулировать машинами для голосования вообще не было, а попытки взломать компьютеры Национального комитета Республиканской партии не увенчались успехом, "потому НКР имел сильную киберзащиту".
Это камень в огород Нацкомитета демократов, которого Трамп и его пресс-секретарь Шон Спайсер обвиняют в скверной киберзащите. По словам Мартелла, так они валят с больной головы на здоровую, обвиняя в краже электронных писем жертву, а не вора.
В конце Трамп объявил, что, придя к власти, он назначит комиссию, которая в течение 90 дней представит ему рекомендации по поводу того, как бороться с кибератаками.
Критики в СМИ немедленно высмеяли эту затею как образец бюрократических инициатив, с которыми Трамп обещал бороться в рамках "осушения вашингтонского болота".
Как пишет Мартелл, он был рад, что Трамп сумел высидеть всю встречу, ни разу не заявив экспертам, что он знает все лучше них. Автор также приветствует второй абзац, где Трамп впервые признал, что Россия занималась кибератаками, в которых он прежде винил "двухсоткилограммового мужика в Нью-Джерси". Правда, Трамп отметил в том же абзаце, что "и другие ребята это делают".
И хакеры не "пытались" взломать американские компьютеры, как выразился Трамп, а таки действительно их взломали, замечает Мартелл.