Общественно-политический журнал

 

Китай не намерен уступать давлению Трампа в Южно-Китайском море

Китай будет защищать суверенитет над спорными островами в Южно-Китайском море. Соответствующее заявление прозвучало со стороны КНР после того, как Белый дом пообещал защитить "международные территории" на стратегическом водном пути, сообщает Reuters.

Накануне официальный представитель Белого дома Шон Спайсер сигнализировал о резком отходе от многолетней осторожности, которой Вашингтон придерживался в отношении территориальных претензий Пекина в Азии.

"Если эти острова действительно располагаются в международных водах, а не являются частью собственно Китая, тогда мы будем защищать общие территории от господства одной страны", — сказал он.

В ответ китайский официальный представитель МИД Хуа Чуньин во вторник заявила о том, что "Соединенные Штаты не являются стороной в споре о Южно-Китайском море", и подчеркнул, что суверенитет Китая над островами Спратли в этом морском регионе остается "неопровержимым". В то же Пекин выразил готовность обсуждать вопросы свободы судоходства в этом районе с тем, чтобы найти мирное разрешение ситуации.

Напомним, что Пекин считает большую часть Южно-Китайского моря своей территорией, в то время как Тайвань, Малайзия, Вьетнам, Филиппины и Бруней оспаривают китайскую юрисдикцию.

Отметим, что указанные районы имеют стратегическое значение для торгового мореплавания и богаты рыболовными, нефтяными и газовыми ресурсами.

"Мы призываем Соединенные Штаты уважать факты, а также говорить и действовать осторожно, чтобы избежать нанесения ущерба миру и стабильности в Южно-Китайском море", — сказала Хуа.

"Наши действия в Южно-Китайском море являются разумными и справедливыми. Независимо от того, какие изменения происходят в других странах, то, что они говорят или что они хотят сделать, не повлияет на решимость Китая защищать свой суверенитет", — добавила она.

Сегодня стало известно, что Китай разместил новейшие межконтинентальные баллистические ракеты Dongfeng-41 в граничащей с Россией северо-восточной провинции Хэйлунцзян, дальность полета которых может составлять до 14 тысяч километров, предполагается, что ракета способна нести от 10 до 12 боеголовок. По мнению экспертов, это может быть связано с высказываниями американской стороны. 18 января председатель КНР Си Цзиньпин заявил, что Китай будет строить новую модель отношений с США в рамках формирования "круга друзей" по всему миру. По его словам, республика "никогда не будет стремиться к экспансии, гегемонии или формированию сфер влияния".

Ранее китайская государственная пресса писала о том, что Трамп рискует начать "полномасштабную войну" с Пекином в случае, если США заблокируют доступ к Южно-Китайскому морю. Такова была реакция КНР на соответствующие угрозы Рекса Тиллерсона, Госсекретаря США, слова которого о блокировании доступа была названа китайской прессой как "смесь наивности и недальновидности".

Территория островов Спратли в Южно-Китайском море оспаривается сразу шестью государствами: Вьетнамом, Китаем, Тайванем, Малайзией, Филиппинами и Брунеем. Несмотря на свой крошечный размер, острова архипелага имеют важное значение с точки зрения присутствия в регионе. Исследования говорят о наличии значительного количества нефти и газа в указанном районе.

Для подкрепления собственных аргументов Китай построил несколько искусственных островов в море и, по всей видимости, вооружил их: американские эксперты утверждают, что на спутниковых снимках можно разглядеть противоракетные системы, размещаемые на рифе Огненный крест, рифах Мисчиф и Суби в районе архипелага Спратли.

В июле 2016 года международный трибунал, созданный при посредничестве Постоянной палаты третейского суда в Гааге постановил, что Китай не имеет исторических прав на спорные территории в Южно-Китайском море. Решение было принято по жалобе Филиппин, которые заявили, что действия КНР, чьи два патрульных катера в конце 2012 года помешали филиппинской стороне арестовать китайских рыбаков, ловивших рыбу неподалеку от рифа Скарборо, нарушают Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года. Власти КНР заявили, что не собираются признавать и исполнять решение трибунала.