Общественно-политический журнал

 

Макрон получил больше всех, но он остается лидером меньшинства

Франция вступает в новую политическую эпоху. И не потому, что во второй тур президентских выборов вышла лидер "Национального фронта" Марин Ле Пен - а потому, что новым президентом почти наверняка станет Эммануэль Макрон.

Еще несколько месяцев назад такую ситуацию просто невозможно было представить.

Ведь это тот самый Макрон, который в апреле 2016 года, в возрасте 38 лет, пошел на невероятный политический риск. Он оставил пост министра экономики, повернулся спиной к своему политическому патрону - президенту Франсуа Олланду, и объявил об основании собственного политического движения "Вперед".

Он никогда не был депутатом и не принимал участия в избирательных кампаниях. За ним не стояла никакая политическая партия. Он не мог рассчитывать на организационную структуру подобную тем, которыми располагают Социалистическая партия, "Республиканцы" или даже "Национальный фронт".

И тем не менее Макрон лучше других почувствовал дух времени. Он нашел огромную поддержку среди молодых; среди тех, кто отказывается поддаваться цинизму; среди тех, кто разочарован нынешним положением дел, но не теряет оптимизма по поводу будущего.

Благодаря своей энергии, молодости и уникальному сочетанию шарма и умению излагать свои мысли он совершил политический переворот, который войдет в анналы истории.

И еще - на стороне Макрона была удача.

Ему помогло то, что две главные политические партии Франции в результате праймериз выдвинули кандидатов (социалисты - Бенуа Амона, а "Республиканцы" - Франсуа Фийона), которые большинству сторонников этих политических сил казались слишком радикальными или слишком чужими. В центре французского политического спектра образовалась пустота.

И еще больше Макрону помогло то, что кампания Фийона была подкошена финансовыми скандалами, связанными с обвинениями в том, что его жена и дети фиктивно числились его помощниками и незаконно получали бюджетные средства.

Для Фийона проигрыш в первом туре должен был быть особенно болезненным. Он теперь стал обузой для своей партии.

Нельзя забывать и того, что хотя первый тур президентских выборов во Франции выявил явного победителя и вероятного следующего президента, страна остается глубоко разделенной.

Когда во Франции вводилась двухраундовая система президентских выборов, предполагалось, что она будет работать следующим образом: в первом туре два главных кандидата левого и правого лагерей набирают примерно по 30% и потом стараются заручиться поддержкой маргинальных партий.

Но на этот раз четыре кандидата - у каждого из которых было очень разное видение будущего - получили примерно равное число голосов, каждый в районе 20%. Эммануэль Макрон получил больше всех, но он остается лидером меньшинства.

Во втором туре 7 мая он почти наверняка получит большинство. Марин Ле Пен не сдастся без боя и, скорее всего, заметно увеличит свою долю голосов (что не удалось ее отцу в 2002 году), однако ее победа представляется практически невозможной.

Но затем наступит эта самая новая политическая эпоха.

Макрон не опирается ни на одну из парламентских политических партий. Как в таком случае он сможет заручиться большинством во французском парламенте? А без этого он не сможет стать эффективным президентом.

Эммануэль Макрон говорит, что верит в "логику системы", согласно которой на следующих парламентских выборах большинство получит его движение "Вперед".

Но это совсем не очевидно. Другие партии - особенно правоцентристские "Республиканцы" - захотят взять реванш и сделают все для того, чтобы сохранить свои места в Национальном собрании.

А без парламентского большинства президент Макрон будет обречен на долгие переговоры и поиск компромисса с депутатами. Ключевую роль будет играть премьер-министр. Произойдет смещение центра власти. Это будет совсем другая Пятая республика.

Впервые в истории современной Французской Республики во второй тур вышли кандидаты, не принадлежащие к основным политическим партиям страны. Ситуацию уже сравнивают с политическим землетрясением.

Новость о том, что Ле Пен может стать президентом, вызвала возмущение у левых, которые вышли на улицы Парижа, где произошли стычки с полицией.

По мнению аналитиков, недовольство правящими кругами привело к тому, что некоторые городские избиратели проголосовали за Ле Пен.

«Некоторые просто в восторге от этого. Для них это дело принципа. Это как игра в русскую рулетку, только в политическом плане. Другие голосуют за них, потому что презирают элиту этой страны», – так характеризует ситуацию политолог Тома Геноле.

Ле Пен намерена значительно сократить иммиграцию, особенно среди мусульман. Она также выступает за выход Франции из ЕС и увеличение числа рабочих мест для французов.

Макрон – проевропейский кандидат, поддерживающий интересы деловых кругов. Его сторонники – люди из среднего класса и высшего общества, которые получили выгоду от глобализации.

Так или иначе, в воскресенье Франция проголосовала за перемены, и 7 мая для страны настанет новый день.