Вы здесь
Зачем понадобилось продление «заморозки» нефти, которая уже мало на что влияет
В четверг, 25 мая, на встрече в Вене Организация стран-экпортеров нефти (ОПЕК) приняла решение продлить ограничения добычи нефти до конца первого квартала 2018 года. Десять нефтедобывающих стран, в том числе Россия, которые не входят в картель, но добровольно присоединились с начала года к "заморозке", решили поддержать и новую договоренность. При этом новых участников так называемая ОПЕК+ не обрела. Трейдеры встретили новость прохладно - 25 мая баррель Brent упал в цене на 5 процентов, однако на следующий день начал отыгрывать позиции. Что уже дала избранная ОПЕК стратегия и чего дальше от нее ждать России?
Нефтяные котировки демонстрировали рост с начала месяца. Если 4 мая нефть сорта Brent стоила 48,48 долларов за баррель, то к 25 мая на ожиданиях принятия решения ОПЕК она поднялась в цене до 53,94 доллара. По выражению начальника аналитического отдела инвесткомпании "ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент" Николая Подлевских, это было "победное восхождение". Принятие соглашения, по его словам, могло стать "мощным бычьим фактором для цен нефти".
Однако ожидания участников рынка оправдались не полностью, что вызвало разочарование. "Из рядов представителей ОПЕК+ раздавались голоса о возможном продлении ограничений на добычу на весь 2018 год, и даже о возможном дальнейшем снижение добычи вместо простого продления", - говорит Подлевских.
Вместо этого участники венских совещаний продлили соглашение на 9 месяцев, а новые страны, не входящие в ОПЕК+, к нему не присоединились. В итоге за один день баррель рухнул в цене более чем на 5 процентов - до 51,22 доллара. На утро следующего торгового дня началось вялое отыгрывание позиций.
Соглашение, принятое странами ОПЕК+ в ноябре прошлого года и призванное снизить волатильность нефтяных цен за счет уменьшения предложения, несмотря на весь скепсис относительно его выполнимости, принесло некоторые результаты. Как заявил министр энергетики Саудовской Аравии Халид аль-Фалех, цель по ребалансировке рынка, которую ставили перед собой нефтепроизводители, была частично достигнута.
С этим отчасти согласен нефтегазовый аналитик Sberbank CIB Валерий Нестеров. По его мнению, в целом сокращение себя оправдало. Ожидания по росту цен было несколько выше (55-60 долларов за баррель), однако, "по предварительным оценкам, российский бюджет дополнительно получает около 7 млрд долларов в первом полугодии, без особых потерь выходит и нефтяной сектор: нефтяные компании получили за счет повысившихся цен около 1 млрд долларов дополнительного дохода". Немаловажно, по словам Нестерова, и то, что, как показала "пробная сессия", "механизм сотрудничества между странами с очень разными политическими платформами и перспективами найден".
Россия в лице министра энергетики Александра Новака, как и в ноябре 2016 года, поддержала решение ОПЕК от 25 мая. В прошлом году Москва обязаталась сократить добычу нефти на 300 тысяч баррелей в сутки (ОПЕК дала обязательства на 1,2 млн баррелей). Минэнерго позже сообщило о плане снижения добычи на первые месяцы: 50 тысяч баррелей в сутки в январе, 100 - в феврале, 200 - в марте, 250 - в апреле.
Как объяснил аналитик рынка нефти и нефтепродуктов компании Thomson Reuters KORTES Семен Федоров, "анализ фактических данных по объему добычи нефти в России январе-апреле 2017 года показал не только непропорциональное сокращение добычи между участниками российского рынка и неполное выполнение планов, но и рост добычи у некоторых компаний".
ак, за счет высокого уровня добычи в октябре 2016 года "Роснефть", номинально сокращая добычу сверх плана относительно той отметки, сумела нарастить ее в январе-апреле 2017 года на 15,3 тысячи баррелей в сутки по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Та же ситуация наблюдается у "Газпром нефти", которая перевыполняла план по сокращению в январе-марте 2017 года, но показала прирост относительно начала 2016 года на 72,8 тысячи баррелей в сутки.
Наибольшее отклонение от планов по сокращению добычи за первые четыре месяца 2017 года, по данным Thomson Reuters KORTES, показали "Башнефть" и операторы соглашений о разделе продукции (СРП), которые в апреле 2017 года продемонстрировали прирост добычи относительно базового уровня октября 2016 года на 4,3 и 17,5 тысячи баррелей в сутки соответственно.
"Можно сказать, что по итогам первых четырех месяцев 2017 года в целом следуют соглашению с незначительными отклонениями от плановых уровней такие компании как "ЛУКОЙЛ", "Сургутнефтегаз", "Славнефть", "Газпром", "Новатэк", "ННК", "Татнефть" и "РуссНефть", - заключил Федоров.
В целом эксперты называют пролонгацию соглашения предсказуемой. Как указал Валерий Нестеров, "было очевидно, что, если не продлевать его, цена упадет до 45 долларов за баррель, а может, и ниже". Это недопустимо для большинства участников договоренностей. Так, например, Саудовская Аравия готовится в следующем году продать 5 процентов акций госкомпании Saudi Aramco. Для выполнения этой задачи важна крайне благоприятная конъюнктура рынка. "Они хотят продать эту долю за 100 млрд долларов. Это очень высокая планка", - объясняет эксперт.
России, по его словам, падение цены особенно невыгодно: "Здесь только-только появились первые признаки улучшения экономического положения, которое очень важно закрепить накануне президентских выборов. Падение цены на нефть лишит страну дополнительных доходов, необходимых для некоторых мероприятий социального характера, которые обычно проводятся перед такими политическими событиями".
Однако, по прогнозу Нестерова, даже с помощью "заморозки" объемов добычи поднять цены до 65-70 долларов за баррель едва ли удастся. "В связи с уже выросшей ценой активно добывается сланцевая нефть, запущен ряд приостановленных проектов традиционной. Нефть от последних выплеснется на рынок в 2018-2019 годах. Так что есть целое сочетание факторов, которые позволяют предположить, что до 2020 года нефти будет очень много", - резюмировал эксперт.
Если не погружаться в причины, которые подтолкнули к пакту другие страны и остановиться на только российских, то получается, что Россия не решает участием в "заморозке" своих реальных проблем. Эти задачи весьма оограничены и краткосрочны - предстоящие президентские выборы. Участие же России в в переговорах ОПЕК вызвано желанием повысить статусность этих переговоров с целью привлечения новых стран к договору. Но присоединяться, как выяснилось, никто не спешит. С приходом и развитием добычи сланцевой нефти на рынке наступила эпоха передела рынка и никто не желает уступать добровольно занимаемые ниши, которые и без того будут уменьшаться естественным образом.
После того как главные экспортеры нефти не смогли впечатлить рынки, продлив сокращение поставок, российский министр энергетики Александр Новак заявил в телевизионном интервью американскому агентству Bloomberg, что они могут сделать больше, сообщают в статье на сайте агентства Елена Мазнева и Манус Крэнни.
"У России и ОПЕК есть инструменты для дальнейшей поддержки цен на нефть, если потребуется", - сказал министр в интервью. В то же время посредственный исход их встречи в Вене привел к падению фьючерсов ниже 50 долларов за баррель в Нью-Йорке, пишут авторы.
Партнеры способны принять соответствующие действия, "если потребуются какие-либо шаги или корректировки", сказал Новак агентству в четверг. "Эти корректировки могут быть направлены как на увеличение размера сокращения, так и на его снижение - все будет зависеть от ситуации на рынке, от того, что потребуется для рынка", - цитируют авторы главу российского энергетического ведомства.
Как отметил министр в интервью, продление соглашения было "очень важным долгосрочным основополагающим решением", которое поможет восстановить равновесие рынка и вернуть инвестиции. "Мы могли бы столкнуться с гораздо худшей реакцией рынка, если бы не было принято никакого решения по продлению заявления о сотрудничестве", - добавил Новак. По его словам, Россия сохраняет свой прогноз цены на нефть на этот год на уровне в среднем 50-60 долларов.
Нефтяные компании полностью будут соблюдать обязательства, прописанные в соглашении, передает агентство слова министра. "Мы знаем, что нужно много времени, чтобы выстроить доверие, но потерять его можно за один день, - заявил Новак. - Мы очень хорошо это знаем из нашей истории".
Значит, не все так просто между ними и нет такой уверенности, которую хотят подать.
"Реакция рынков стала ударом в лицо для нефтяных держав. За последние месяцы они сделали все возможное для того, чтобы добиться роста цен". Продлить режим снижения объемов добычи, замечает автор, удалось лишь с трудом. "Многие государства, например, Иран или Венесуэла, нуждаются в увеличении квот на добычу. Кроме того, недавно был заключен немыслимый до этого союз, который был призван помочь восстановить контроль над нефтяными ценами", - говорится в статье Die Welt.
"Нужда свела вместе Россию и Саудовскую Аравию, двух многолетних оппонентов, - повествует издание. - Этим двум государствам экстренно необходима стабильно высокая цена на нефть для того, чтобы избежать внутриполитической напряженности. Владимиру Путину, например, низкие сырьевые котировки в начале следующего года были бы совсем некстати. В марте 2018 года в России предстоят президентские выборы, на которых Путин хочет одержать убедительную победу".
Саудиты, продолжает журналист, также нацелены на успех. Они планируют вывести на биржу часть гигантского сырьевого концерна Saudi Aramco. Те миллиарды, которые шейхи надеются получить в случае успеха, им необходимы для того, чтобы значительно снизить зависимость Саудовской Аравии от нефти.
"Однако и этот, казалось бы, влиятельный альянс не смог серьезно укрепить позиции ОПЕК", - замечает автор.
По мнению Яна Эдельманна, сырьевого эксперта HSH Nordbank, "расстановка сил заметно сместилась в последние несколько месяцев". "ОПЕК больше не в состоянии способствовать стабильному росту цен - по большей части картель вынужден выступать в роли управляющего складом".
Между тем, отмечает автор статьи, сегодня сложились максимально благоприятные условия для роста цен на нефть. "Мировая экономика растет быстрыми темпами - чего не наблюдалось уже давно. Кроме того, крупные НПЗ в Северном полушарии запасаются нефтью, чтобы произвести к летнему сезону достаточные объемы бензина и дизеля. Но именно в этом пункте в игру вступает еще одна существенная проблема картеля - США. Американцы снова наращивают объемы производства. После того, как за последние годы у многих нефтедобывающих компаний дела пошли на спад в результате падения цены на нефть, в последние месяцы ситуация начала выправляться. И если она продолжит развиваться в этом направлении, американцы в этом году могут побить новый рекорд по производству нефти. И это станет еще одним поражением для некогда влиятельного ОПЕК", - резюмирует автор.