Общественно-политический журнал

 

Очарованность проходит тяжело и, если проходит, оставляет в душе опустошение

Илья Пономарев опубликовал пост, очень похожий на тот, который, признаюсь, я хотел разместить в сети несколько последних недель. Сегодня, пожалуй, никто не может пройти мимо феномена Алексея Навального, и я все чаще сталкиваюсь с критикой в его адрес со стороны уважаемых мною людей – того же Ильи, Андрея Мовчана, Карины Орловой, Андрея Илларионова и многих других. Я не могу присоединиться к некоторой части их замечаний в адрес г-на Навального: я не политик и не гражданский активист, и не могу оценивать его поведение по отношению к коллегам по оппозиционному лагерю, которое часто ставят ему в упрёк. Однако я не могу не согласиться с тем, что как направление, в котором зовёт нас Алексей, так и образ будущего, который он рисует своими словами и действиями, не кажется слишком уж привлекательным.

Попытаюсь пояснить свои слова всего лишь двумя аргументами.

С одной стороны, я вижу как Алексей – демонстрируя выдающиеся качества политика-популиста, сегодня столь востребованные – становится по сути единственной фигурой, позиционирующей себя как "оппонент №1" Владимира Путина. Однако я убежден, во-первых, в том, что при ставке на харизматичность и лозунговость ни у кого нет шансов победить нынешнего президента – самого опытного и умелого демагога, которого знала Россия за по-следнее столетие; во-вторых, в том, что создавая условия для противостояния двух "мачо", Алексей во многом задает новую парадигму российской политики, в которой умеренным и рациональным лидерам не остается места, а борьба за избирателя ведется на сугубо эмоциональном уровне; в-третьих, в случае практически нереального успеха г-на Навального мы получим такого же лидера, как и в 1999 г.: не опирающегося на известную обществу команду индивидуалиста, единственным лозунгом которого является пусть и не "равноудалённость олигархов", а борьба с коррупцией (что во многом то же самое).

Я не могу переубедить никого, что уверен, что нашёл своё новое "наше всё"; у меня нет никаких претензий к Алексею, но я просто не могу назвать его политиком своей мечты. Я, наверное, крайне несовременен, но таковым для меня остаётся скорее мягкий политик с глубокой приверженностью демократии и европейским ценностям – человек типа Михаила Горбачёва или Вацлава Гавела.

С другой стороны, учитывая современное состояние российского общества, поддержка Алексея кажется мне контрпродуктивной. Силы, стремящиеся к переменам, остаются в маргинальном меньшинстве (тут я не могу согласиться с Ильёй, мечтающим о том, что "котёл вот-вот взорвётся" - про такой сценарий я слышу каждый месяц как минимум уже десять лет). Для формирования критической массы проблем потребуется не менее десяти (если не больше) лет. Это время гораздо правильнее было бы потратить на формирование широкого круга диссидентов, объединённых стремлением служить стране после смены режима и готовых бороться за претворение своего видения будущего страны в жизнь. В начале 1990-х в России были такие люди – та же Межрегиональная депутатская группа и её союзники, которые так или иначе выдвинули Бориса Ельцина, но не совладали с его харизмой, и в результате мы получили войну в Чечне, расстрел Белого дома, прекрасно продуманную приватизацию, и, как финал, Владимира Путина. Сегодня у Алексея Навального нет даже такой группы поддержки, которая была бы известна чем-либо, кроме статуса его "фанатов". Я не верю в то, что повторение фарса 2020-х будет достойным следствием трагедии 1990-х. Гражданское общество в стране ни тогда, ни сейчас не готово привлечь своих кумиров к ответу, если они начинают скатываться к авторитаризму – поэтому никакого контроля за сильным лидером нет и не будет.

Кроме того, что достойно отдельного абзаца, у меня есть полная уверенность в том, что Алексею Навальному не стать президентом ни в 2018-м, ни в 2024-м году. Поддерживая его, сторонники нынешнего лидера будут раз за разом девальвировать протест, оттягивая активистов от альтернативных лидеров и кампаний более низкого уровня. Когда через десять лет Алексей перестанет быть "подающим надежды", окажется, что среда недовольных "зачищена" приблизительно так же, как сегодня "зачищена" российская политическая элита.

Еще раз хочу отметить: я не призываю кого-либо отказываться от поддержки г-на Навального. Очарованность проходит тяжело и, если проходит, оставляет в душе опустошение. Я просто поясняю свою позицию, которая стала для меня самого более понятной по размышлению над мнениями моих друзей и коллег, озвученными в последнее время.

Владислав Иноземцев

Комментарии

vaynberg.marat (не проверено) on 5 июля, 2017 - 17:31

Когда через десять лет Алексей перестанет быть "подающим надежды", окажется, что среда недовольных "защищена" приблизительно так же, как сегодня "защищена" российская политическая элита. Владислав, Вы вероятно хотели написать в этом предложении не слово "защищена", а слово "зачищена"

edz (не проверено) on 5 июля, 2017 - 22:20

Выглядит как легкий прогиб перед властью. Если не путин, то кто же? Шнуров давече выдавил из себя: мол фильм про димона ему кажется спорным!  Теперь Навальный  выглядит спорным. 

 

Из интервью Ерофеева: "У нас пропало это "говно нации" под названием интеллигенция, как Ленин называл ее элегантно, – она пропала. Потому что, посмотрите, это была такая серьезная секта, которая состояла в том, что она боролась за освобождение и за счастье людей. Пропало понятие, что такое счастье, что такое освобождение. И поэтому интеллигенция просто размагнитилась", – пояснил он.

 

 

bvs001 on 5 июля, 2017 - 23:14

"...мягкий политик с глубокой приверженностью демократии и европейским ценностям – человек типа Михаила Горбачёва или Вацлава Гавела."
Вы шутите, Владислав? Михаил Горбачёв, который желая спасти распадающуюся империю, подавлял протесты убийствами несогласных в Грузии, Литве, Азербайджане, Латвии - по-вашему это мягкий политик? Я вполне отдаю себе отчёт в том, что пролитой крови могло бы быть на несколько порядков больше, однако это не делает Горбачёва "мягким политиком", о котором ещё Маргарет Тэтчер говорила что у него "приятная улыбка, но железные зубы". И мне кажется, это оскорбление памяти Вацлава Гавела ставить его на один уровень с М. Горбачёвым.