Общественно-политический журнал

 

Официальные круги Запада пока выбрали тактику выжидания в отношении Саакашвили

Лишенный украинского гражданства экс-президент Грузии и экс-губернатор Одесской области Михаил Саакашвили вернулся в Украину. На польско-украинской границе его сторонники прорвали кордон пограничников и буквально внесли его на украинскую территорию. Эта ситуация усиливает политическую нестабильность в Украине: Саакашвили может заложить фундамент для объединения оппозиционных сил и оформления социального недовольства в массовый антиправительственный протест, полагают политологи.

Директор Украинского института анализа и менеджмента политики, политолог Руслан Бортник:

Этот прорыв границы усиливает политическую нестабильность в Украине, поскольку демонстрирует определенную слабость государственных институтов, которые не смогли остановить этот прорыв, до сих пор не могут юридически квалифицировать это.

С другой стороны, сам Саакашвили большой опасности для власти не несет. Его рейтинг не очень высок: в районе 1–5%, не более. Он по юридическим обстоятельствам не может принимать участие в выборах президента: у него нет достаточного ценза оседлости.

Но в то же время вокруг Саакашвили формируются в какой-то мере оппозиционные структуры. Возможно объединение оппозиции, причем объединение не за Саакашвили, а против Петра Порошенко. Та нестабильность, которую он создает, тот кризис, та дискредитация власти, играют на руку другим ключевым оппозиционным лидерам, будь то Юлия Тимошенко, Андрей Садовой, Анатолий Гриценко и другие.

Какие сейчас есть варианты у Киева? Могут ли Саакашвили экстрадировать в Грузию? Или дело передадут в суд и постараются снизить напряженность?

Президент Украины попытался максимально дистанцироваться от этого скандала. Поэтому он говорит, что это не политика, а юридический, правовой вопрос. Хотя с этим нельзя согласиться, потому что лишили гражданства Саакашвили не юридическим, а политическим способом. Более того, остановка украинских поездов в Польше, препятствование Саакашвили попаданию в Украину — все это было сделано с очевидным политическим умыслом.

Сейчас есть два ключевых сценария. Один — это сценарий эскалации через арест Саакашвили. Второй сценарий — попытка заморозить конфликт путем его переноса в суд. При этом произошедшее на границе можно квалифицировать по восьми разным статьям не только административного, но и уголовного кодекса. Некоторые действия, которые там случились, подпадают под статью о посягательстве на жизнь сотрудника правоохранительных органов. В зависимости от желания и от хода подковерных переговоров между окружением Саакашвили и Порошенко — а я уверен, что они идут — будет соответствующая правовая квалификация и соответствующие обвинения — от штрафа в сто евро до девяти-двенадцати лет лишения свободы.

До того, как прорваться в Украину, Саакашвили долгое время пробыл в Польше? Чем он занимался в Польше?

Насколько мне известно, Саакашвили искал там поддержки со стороны польских политиков прежде всего, пытался заручиться поддержкой Евросоюза.

Эта ситуация вокруг Саакашвили является в какой-то мере маркером того, что Саакашвили был лидером Грузии, которую он привел в западный мир, но особой публичной поддержки со стороны Европейского союза, со стороны США в данной ситуации, которая грубо нарушает его права, по моему мнению, он не получил.

Думаю, (со стороны Запада) ничего острого не прозвучит. Саакашвили длительное время находился за границей Украины, пытался там организовать поддержку своей позиции. Скорее всего ему этого не удалось. Сегодня для западных партнеров Украины, если говорить честно и избегать политической риторики, более важна политическая стабильность страны, чем юридическая чистота ситуации вокруг Саакашвили.

Какую роль фактор Саакашвили играет для России?

В России на это смотрят с огромным и злым удовольствием, потому что и Саакашвили, и Порошенко для России очень токсичные, раздражительные фигуры. Конфликт между ними воспринимается как элемент дополнительной дестабилизации Украины, как элемент конфликта внутри западных политических кругов. России это в радость.

Директор «Института глобальных стратегий», политолог Вадим Карасев:

Ничего не будет. Прошло уже больше суток, а ему вручили протокол только об административном нарушении. Почему власть действует так мягко? Потому что власть не глупая и понимает: чем жестче они будут действовать по отношению к Саакашвили, тем больше будет сопротивление и стремление к единству оппозиционных персон и игроков: Тимошенко, Гриценко… Поэтому власть будет действовать аккуратно.

Что касается Саакашвили, его роль уже обозначена. Он тот драйвер, тот реактиватор, который заложил фундамент для объединения разрозненных политических сил. До истории с Саакашвили власть их разводила, стравливала между собой. История с Саакашвили дала обратный отсчет, перевернула ситуацию. Оппозиция начинает понимать, что объединительные процессы — это не только способ выживания, но и достаточно мощный способ противодействия власти Порошенко.

Другая, более узкая и прагматическая роль (Саакашвили) — это быть одним из лидеров оппозиционных сил, которые уже демонстрируют намерение пойти в тур по регионам Украины, поднимая недовольных на сопротивление или оппозицию власти. Понятно, что харизматичный, отвязный, безбашенный Саакашвили может как никто другой быть мобилизатором, мотиватором оформления социального недовольства в массовое протестное движение, причем с политическими лозунгами.

Не исключено, что это даст возможность требования досрочных парламентских выборов. Что касается президентских выборов, к которым тоже готовятся в Украине, то Саакашвили не имеет возможность быть их участником, но вполне может быть в команде кандидата, чтобы затем, после победы, получить серьезную политическую позицию. Думаю, после всех этих событий понятно, на чьей стороне будет Саакашвили: не на стороне Порошенко, а скорее на стороне Тимошенко.

Может ли Саакашвили рассчитывать на поддержку Запада?

Официальные круги Запада пока выбрали тактику выжидания. Пока нет демонстративной поддержки Саакашвили в противовес Порошенко. Но если говорить о западных медиа и представителях гражданского общества, то тут симпатии на стороне Саакашвили, а не Порошенко. Много будет зависеть от того, какие шаги будет делать украинская власть и что будет предпринимать Саакашвили и его соратники и сторонники. Тогда официальные западные круги лучше смогут понять специфику ситуации в Украине, и тогда Саакашвили, как мне кажется, сможет в большей степени рассчитывать на поддержку западных кругов.

Если президент Порошенко будет прикрывать внутриполитические шаги в сторону автократии антироссийской геополитической риторикой, то это ненадолго. Раньше это помогало Порошенко. Если Запад увидит, что это лишь дымовая завеса, риторическое прикрытие авторитарных тенденций и глупостей, которые делает украинская власть, западные политические круги сначала неофициально, а затем и более публично будут демонстрировать поддержку Саакашвили и новому поколению политиков, которые группируются вокруг него. Это Виктор Чумак, Юрий Деревянко, Дмитрий Добродомов, Мустафа Найем, Светлана Залищук — те, кого в Украине называют еврооптимистами.