Общественно-политический журнал

 

Масштабная государственная спекуляция на валютном рынке с целью манипулирования курсом

С 2018 года Минфин увеличит давление на курс рубля с помощью операций по скупке валюты на Московской бирже.

Объем интервенций, которе начались в 2017 году и декларировались как способ защитить рубль от чрезмерного укрепления, может вырасти втрое, прогнозирует Райффайзенбанк.

Увеличить скупку долларов поможет новая редакция бюджетного правила, согласно которому в валюту конвертируются все доходы, полученные государством от цен на нефть выше 40 долларов за баррель.

За 9 месяцев таких операций Минфин уже смог накопить около 7,5 млрд долларов, потратив на эти цели больше 400 млрд рублей.

Сейчас объем скупки валюты (формула интервенций) фактически привязан к цене нефти не в долларах, а в рублях: иными словами, при одинаковой стоимость барреля чем выше курс рубля - тем меньше валюты может покупать Минфин, и наоборот - если рубль слабеет, интервенции растут.

С 2018 года от этой формулы решено отказаться - объем скупки долларов будет зависеть исключительно от долларовой цены нефти. Такой механизм заложен в бюджет 2018-20 гг, который был подготовлен правительством, а на прошлой неделе - одобрен Госдумой в первом чтении.

Это "позволит Минфину при прочих равных покупать в разы больше валюты, чем сейчас", предупреждает Райффайзенбанк.

Так, при 50 долларов за Urals (средняя цена с начала года) разница будет более чем трехкратной: по старому правилу Минфин купил бы 6,8 млрд долларов за год, а по новому - 21,8 млрд, подсчитали в банке.

В результате в бюджет уйдет 88% всего притока в РФ иностранной валюты по текущему счету, профицит которого ЦБ прогнозирует на уровне 25 млрд долларов.

В результате даже при стабильной нефти доллар подорожает до отметок выше 65 рублей, прогнозирует Райффайзенбанк. Фактически страна будет жить при курсе, который соответствует цене в 40 долларов за баррель.

Операции Минфина выглядят как "масштабная государственная спекуляция на валютном рынке с целью манипулирования курсом", считает начальник операций на валютном и денежном рынке Металлинвестбанка Сергей Романчук.

Дело в том, что бюджет сверстан с "дырой", которая покрывается за счет займов и Резервного фонда. При этом дополнительные доходы, которые могли бы пойти на покрытие дефицита, вместо этого уходят в доллары.

В конце года собранная на рынке валюта будет зачислена в Резервный фонд, после чего - снова продана за рубли, которые уйдут на покрытие дефицита бюджета уже 2018 года.

"Купим сейчас, пока доллар дешев, с тем чтобы продать потом, когда вырастет", - описывает принцип Романчук.

Причем продавать валюту Минфин будет центробанку, а эти операции проходят за счет эмиссии рублей: ЦБ "печатает" сумму по курсу и направляет в бюджет, добавляет он.

Сами по себе действия Минфина не чем-то необычным, подобные меры используют многие страны. Но если другие страны используют это для преодоления временных финансовых кризисов, с целью помочь национальной экономике выстоять трудный момент, то в России это используют чтобы помочь не экономике, а власти и главная проблема в том, что это не временный кризис.