Общественно-политический журнал

 

Меркель не смогла собрать коалицию. Ждут ли Германию новые выборы?

Попытки Ангелы Меркель собрать правящую коалицию из трех немецких партий провалились в воскресенье, спустя почти два месяца после неудачных для нее парламентских выборов. Вопрос о четвертом сроке немецкого канцлера повис в воздухе.

Как заявил в воскресенье, 19 ноября, Кристиан Линднер (Christian Lindner), возглавляемая им Свободная демократическая партия (СвДП) покинула переговоры, в которых также участвовали партии ХДС, ХСС и "Союз 90"/"зеленые". 

"Мы не можем нести ответственность за дух, которым наполнены документы правительственных консультаций", - заявило руководство партии в микроблоге Twitter. "Мы были бы вынуждены отказаться от наших основных принципов и от всего, к чему мы стремились долгие годы. Мы не будем подводить наших избирателей, поддерживая политический курс, в который мы не верим", - говорится далее в сообщении.

Линднер объяснил срыв консультаций "отсутствием доверия" между партнерами. По его словам, сторонам не удалось найти общую идею по модернизации страны. "Лучше не управлять страной, чем управлять неправильно", - добавил политик.  "Сегодня, после недель переговоров, мы имеем перед собой список неисчислимых противоречий, открытых вопросов и конфликтов целей", - заметил Линднер.

По словам политика, противоречия между СвДП с одной стороны, и ХДС и ХСС с другой оказались непреодолимыми. В ходе консультаций в воскресенье были предприняты шаги в обратную сторону, поскольку были поставлены под сомнение ранее достигнутые компромиссные решения, сказал Линднер.

Партия Свободных демократов хлопнула дверью, и у Меркель, ослабленной подъемом националистов, теперь несколько вариантов, один хуже другого: от правительства меньшинства на пару с "зелеными" до новых выборов.

Неспособность создать коалицию большинства в парламенте свяжет руки Меркель. Ослабленному правительству придется осторожничать из опасения растерять остатки популярности.

Кроме того, отсутствие широкой поддержки дома подорвет былой авторитет Меркель в Европе, где до сих пор лидер крупнейшей экономики ЕС играла ключевую роль в обеспечении единства блока в таких болезненных вопросах, как сохранение санкций против России или урегулирование долга Греции.

Что дальше?

Немецкая конституция не ограничивает сроки создания правящей коалиции после выборов, однако тянуть никто не хочет. Равно как и на новые выборы традиционные политические силы не стремятся, опасаясь, что еще больше сдадут позиции националистам и популистам.

Меркель может попытаться вернуть Свободных демократов за стол переговоров или создать коалицию меньшинства с "зелеными". В противном случае в дело должен вмешаться президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер.

В его власти выдвинуть кандидатуру Меркель на пост канцлера для голосования в парламенте. Если она не получит большинства с первого раза, через две недели состоится второй раунд голосования, а за ним - и третий, в котором ей достаточно будет не абсолютного, а относительного большинства голосов, чтобы в четвертый раз стать канцлером Германии.

После этого у Штайнмайера есть выбор: признать ее канцлером или распустить бундестаг, что повлечет досрочные выборы в течение двух месяцев.

Меркель, возглавляющая сейчас переходное правительство, сказала в воскресенье, что наутро отправится к Штайнмайеру, чтобы сообщить ему о провале переговоров. Наблюдатели расценили это как указание на нежелание Меркель создавать коалицию меньшинства.

"Сегодня - день для глубоких размышлений о том, по какому пути дальше пойдет Германия, - сказала Меркель журналистам. - Как канцлер я приложу все усилия для того, чтобы в ближайшие непростые недели в стране сохранялось эффективное управление".

Мировые рынки отреагировали на ночные новости из Германии распродажей евро - единая валюта подешевела на полпроцента к доллару, тогда как еще в середине недели держалась у месячного максимума.

Германия в оцепенении

Вслед за Brexit и Дональдом Трампом теперь еще и это: Ангеле Меркель не удалось, по крайней мере, пока сформировать правительство. В стабильной, экономически успешной Германии, локомотиве Европейского Союза и через восемь недель после парламентских выборов неясно, как будут развиваться события дальше. В ночь на 20 ноября лидер либеральной Свободной демократической партии (СвДП) Кристиан Линднер (Christian Lindner) объявил о выходе из предварительных консультаций о создании коалиции, объяснив это тем, что лучше не иметь никакого правительства, чем иметь неправильное.

Впервые в истории правоконсервативная партия "Альтернатива для Германии" (АдГ) вошла в немецкий бундестаг, сильно усложнив возможности формирования правительства. В нынешнем парламенте с семью представленными в нем партиями легких решений не будет. В связи с отказом СДПГ от вхождения в "большую коалицию" канцлер Ангела Меркель после 12 лет правления вынуждена пойти на переговоры по созданию правящей коалиции, изначально не располагая выигрышной позицией, хотя она и представляет крупнейшую партию.

Из-за плохих результатов на выборах роль Меркель свелась к посредничеству - и в этом она потерпела неудачу. Очевидно, что это была именно СвДП, которая помешала Ангеле Меркель найти новый нарратив, разработать новую идею для правительственной коалиции, которая не будет ограничиваться проверенными временем знаниями,  а с новыми идеями смело подступится к новой политической реальности.

В центре конфликта стоял и стоит вопрос беженцев. Либеральная миграционная политика Меркель позволила АдГ всерьез укрепиться, и в результате именно из-за этого потерпели неудачу попытки создать новое правительство. Это не значит, что помогать людям в беде - неправильно. Но очевидно, что Меркель не удалось поддержать других так, чтобы это не было воспринято как угроза для своих.

Неудача в формировании правительства показывает, что и в Германии грядут перемены. И что экономические успехи не лишают людей страха перед будущим, в котором беженцы легко могут превратиться в мишень из-за неуверенности, царящей в нынешнем глобализованном мире.

Пробуждение в этот понедельник станет шоком не только для Германии, но и для всей Европы. Потому что перед нами - многие недели неопределенности. А может быть и месяцы.