Вы здесь
В отличии от Кремля, китайцы своих беглецов не травят, а похищают
Российские спецслужбы бывших соотечественников травят. Китайские всего лишь похищают — правда, в гораздо большем масштабе.
Началось это, видимо, с диссидента Ван Бинчжана в 2002 году, хотя есть неподтвержденная информация и о более ранних случаях. Ван Бинчжан был одним из первых китайских студентов, которых новое коммунистическое правительство Дэна Сяопина в 1979 году отправило учиться за границу, в его случае — в Канаду, в университет Макгилл.
В 1982 он стал первым за много десятилетий китайцем, получившим титул доктора медицинских наук. В Китае партийная пресса прославляла его достижения. Но в Канаде юноша, который должен был служить примером для молодёжи, неожиданно проникся демократическими идеями. Вскоре после защиты диплома он объявил, что становится невозвращенцем и создаёт организацию для защиты прав человека в Китае, которая с тех пор доставила китайским властям много неприятностей, поддерживая диссидентские движения в КНР.
В 2002 году Ван Бинчжан был похищен во Вьетнаме, переправлен в Китай и на закрытом однодневном процессе приговорен к пожизненному заключению.
Через два года в Бирме был похищен и переправлен в Китай другой известный китайский диссидент, с 2001 года живший в Америке - Пэн Мин.
С тех пор подобные похищения стали регулярными. Но происходили они по большей части в соседних с Китаем азиатских странах — Мьянме, Вьетнаме, Тайланде.
Однако вскоре похищения начались и в «западных» странах — Австралии, Новой Зеландии, Канаде и даже, вероятно, в США (официально подтвержденной информации об этом пока нет, но сотрудники ФБР считают, что некоторые пропавшие в Америке за последние годы китайцы могли быть похищены спецслужбами КНР).
После прихода к власти Си Цзиньпина количество таких похищений резко возросло. Мало того, теперь они даже не скрываются, а всячески афишируются. По официальной китайской версии программа похищений направлена исключительно против коррупционеров, однако диссиденты и западные спецслужбы утверждают, что она касается не столько проворовавшихся бизнесменов и чиновников, сбежавших за границу, сколько эмигрантов-оппозиционеров, которых насильно или шантажом, угрожая репрессиями против родственников, возвращают в Китай, где под пытками заставляют признаваться в экономических преступлениях.
Последним крупным скандалом стало похищение в 2015 году пяти гонконгских издателей, включая и гражданина Великобритании Ли Бо и гражданина Швеции Гуя Миньхая, выпускавших книги, критиковавшие КПК. Гуя, который по слухам работал над неофициальной биографией Си Цзиньпина, обвинили в транспортном происшествии, произошедшем за 10 лет до того, и посадили на два года.
В январе этого года Гуя Миньхая снова похитили. Через некоторое время официальные китайские медиа опубликовали его заявления, где он утверждает, что вернулся в Китай по собственной воле, обвиняет Швецию, которая выразила Китаю протест в связи с похищением, в «раздувании» его дела, и заявляет о желании отказаться от шведского гражданства.