Общественно-политический журнал

 

Заявление Трампа о выходе США из ядерного соглашения с Ираном, обвалило цены на нефть

Президент США Дональд Трамп заявил во вторник о выходе Соединенных Штатов из иранского ядерного соглашения.

«Ядерное соглашение с Ираном порочно по своей сути, – подчеркнул президент Трамп в ходе выступления. – Если мы ничего не сделаем, то мы точно знаем, что произойдет. Всемирному спонсору терроризма осталось совсем немного времени до того, как он получит самое опасное оружие в мире. Поэтому я объявляю сегодня, что Соединенные Штаты выходят из ядерной сделки с Ираном. Через несколько мгновений я подпишу президентский указ, восстанавливающий санкции США против правящего режима Ирана в связи с ядерной программой. Мы введем самые серьезные экономические санкции. И любая страна, которая будет помогать Ирану в разработке ядерного оружия, также попадет под серьезные санкции со стороны США. Америка не будет заложником ядерного шантажа».

В специальном заявлении госсекретарь США Майк Помпео отметил, что у Вашингтона и союзников Соединенных Штатов «в Европе и по всему миру» есть «общая заинтересованность» в том, чтобы Тегеран никогда не смог создать ядерного оружия.

«Но наши усилия не ограничиваются только (борьбой) с ядерной угрозой, и мы будем работать вместе с нашими партнерами над тем, чтобы избавиться от угрозы создания Ираном баллистических ракет, остановить террористическую деятельность по всему миру, и заблокировать злонамеренную активность (Тегерана) на Ближнем Востоке и в других регионах», – подчеркнул глава внешнеполитического ведомства США.

Помпео пояснил, что «санкции вступят в полную силу» немедленно и послужат «напоминанием иранскому режиму» о том, что результатом его безрассудных действий стала «дипломатическая и экономическая изоляция».

С разъяснениями позиции Вашингтона выступил во вторник на брифинге в Белом доме советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон. По его словам, Иран использовал длительный переговорный процесс, чтобы усовершенствовать свои ядерную и ракетную программы, и продолжил делать это после заключения соглашения. Поэтому единственным верным способом остановить разработку Ираном ядерного оружия явился выход из сделки.

«Другим аспектом выхода стало обозначение Соединенными Штатами своей «позиции силы», и это будет иметь последствия не только для Ирана, но и для предстоящей встречи с лидером Северной Кореи Ким Чен Ыном. Мы посылаем четкий сигнал о том, что США не приемлет неадекватных сделок», заявил Болтон.

На вопрос журналиста о том, не будет ли такой шаг, напротив, воспринят как склонность США выходить из соглашений, если изменится политическая конъюнктура, Джон Болтон ответил, что любая страна имеет право исправить прошлые ошибки, если это в ее стратегических интересах.

В качестве примера он привел решение администрации Буша-младшего выйти в начале 2000-х из договора об ограничении систем противоракетной обороны от 1972 года. «Не потому, что русские нарушали его положения (хотя они это делали), а потому, что изменилась глобальная стратегическая обстановка. Такова реальность, и об этом мы говорим сегодня», сказал Болтон.

Бывший президент США Барак Обама, в период пребывания которого в Белом доме было подписано иранское ядерное соглашение, заявил во вторник, что решение президента Трампа о выходе из договора является ошибочным.

«Я полагаю, что решение поставить под угрозу СВПД в отсутствие каких-либо нарушений соглашения со стороны Ирана – серьезная ошибка», – отмечается в заявлении Обамы.

«Нам необходимо оказывать большее давление на Иран посредством дополнительных санкций – с тем, чтобы не допустить разработки ими (иранской стороной) межконтинентальных баллистических ракет, – заявил в связи с объявленным решением сенатор-демократ Билл Нелсон. – Но выход из этого договора – трагическая ошибка. Он разделит нас с нашими европейскими союзниками и позволит Ирану создать атомную бомбу в течение года – вместо того, чтобы не дать ему сделать это на протяжении 7-12 лет».

Решение президента Трампа вызвало неоднозначную реакцию законодателей.

Сенаторы-республиканцы в большинстве своем заявили, что полностью поддерживают инициативу главы Белого дома.

По мнению сенатора Роя Бланта, «ядерная сделка» с самого начала была «ошибочным решением».

«Она гарантирует, что уже в следующем десятилетии мы будет иметь дело с Ираном, обладающим ядерным оружием, – сказал он. – (Это соглашение) никак не ограничивало работу по созданию баллистических ракет, а уровень поддержки (Тегераном) терроризма стал не меньше, а больше».

Сенатор-демократ Дайан Файнстайн заявила, что выход из соглашения является ошибкой администрации.

«Я думаю, что это просто стыдно, особенно учитывая, какое количество работы было проделано для того, чтобы предотвратить появление у Ирана ядерной бомбы, – сказала она. – Он (Трамп) взял на себя ответственность за (проблему), в которой он очень мало разбирается. Выход из сделки означает, что мы подаем сигнал нашим союзникам, что мы не держим своего слова».

Как считает лидер республиканского большинства в Сенате Митч Макконнелл, разрыв «ядерной сделки» свидетельствует о новом векторе во внешней политике Вашингтона.

«Очевидно, что за этим последуют следующие шаги, и мы ожидаем, что будут выполнены наши рекомендации, – сказал он. – Мы, законодатели, готовы участвовать в реализации этих решений».

Спикер Палаты представителей Пол Райан выразил надежду, что Соединенные Штаты будут «продолжать работать вместе со своими союзниками» для того, чтобы достичь консенсуса, необходимого для того, чтобы успешно противостоять «дестабилизирующим действиям Ирана и в ядерной и в неядерной сферах».

По мнению лидера демократов в Палате представителей Нэнси Пелоси, приняв решение о выходе из ядерной сделки, Дональд Трамп «полностью проигнорировал» то, что именно это соглашение мешает появлению в иранских арсеналах ядерного оружия.

«Решение президента...ставит под угрозу глобальную безопасность», – заявила она.

Глава сенатского Комитета по международным делам Боб Коркер выразил «сожаление» в связи с тем, что Соединенные Штаты не смогли договориться со своими союзниками и внести в соглашение необходимые поправки, гарантирующие, что Иран полностью откажется от программы по обогащению урана.

Глава дипломатии Евросоюза Фредерика Могерини, комментируя решение президента США, заявила, что ЕС не намерен разрывать ядерного соглашения с Ираном.

«Европейский союз собирается поступать в соответствии с собственными интересами в области безопасности и экономических инвестиций», – сказала она.

Могерини подчеркнула, что ядерная сделка стала результатом многолетних дипломатических усилий нескольких стран, и это соглашение отвечает интересам «всего мирового сообщества».

«Это соглашение гарантирует, что Иран не сможет создать ядерного оружия, – отметила Могерини. – Европейский союз собирается по-прежнему поддерживать этот договор и призывает другие страны международного сообщества сделать все для того, чтобы выполнить условия сделки».

Глава дипломатии ЕС также выразила обеспокоенность планами Вашингтона по введению санкций и обратилась к гражданам Ирана, попросив их, со своей стороны, поддержать выполнение условия ядерного соглашения.

Президент Франции Эммануэль Макрон откликнулся на решение президента Трампа коротким сообщением в «Твиттере».

«Франция, Германия и Великобритания сожалеют о решении США выйти из числа участников СВПД (Совместного всеобъемлющего плана действий), – написал французский лидер. – Сейчас на карту поставлен режим ядерного нераспространения».

Тем временем президент Ирана Хасан Рухани заявил, что Тегеран готов возобновить ядерные разработки по завершении переговоров с европейскими участниками соглашения.

За несколько часов до запланированного выступления Трамп выступил с новой критикой в адрес экс-госсекретаря Джона Керри, который принимал активное участие в заключении соглашения, а недавно встретился с министром иностранных дел Ирана Мохаммадом Джавадом Зарифом в попытке спасти договоренность.

«Джон Керри не может смириться с тем фактом, что у него был шанс, а он его упустил, – написал Трамп в «Твиттере». – Держись подальше от переговоров, Джон, ты наносишь ущерб своей стране!»

Международное агентство по атомной энергии 10 раз подтверждало, что Иран выполняет условия соглашения. Европейская комиссия во вторник заявила: «Соглашение работает, и мы по-прежнему нацелены продолжать его соблюдение».

Однако президент Трамп считает, что соглашение имеет серьезные недостатки, поскольку оно не решает проблемы иранской программы разработки баллистических ракет и роли Ирана в войнах в Сирии и Йемене, а также не включает постоянный запрет на разработку Тегераном ядерного оружия.

Иран пригрозил выйти из соглашения, если это сделают США, однако во вторник президент Ирана Хасан Рухани выступил в более примирительном ключе, заявив, что его страна будет продолжать «взаимодействие с миром».

По словам Рухани, если США не продлят режим смягчения санкций, «есть вероятность, что Иран будет сталкиваться с проблемами в течение двух-трех месяцев, но мы это переживем».

Один из возможных сценариев предполагает, что Трамп вновь введет санкции в отношении центрального банка Ирана, но предусмотрит полугодовую отсрочку для тех, кто ведет дела с Ираном, чтобы они могли постепенно свести их на нет.

Это дало бы мировым державам и Ирану шанс обсудить дальнейшие ограничения в отношении ядерной программы Ирана, ракетных испытаний и деятельности на Ближнем Востоке, хотя Тегеран не выразил готовности возобновить переговоры.

В тексте документа, известного как Совместный всеобъемлющий план действий (Joint Comprehensive Plan of Action – JCPOA), неоднократно утверждается, что Иран будет рассматривать возобновление санкций «как основание прекратить выполнение своих обязательств» по ограничению ядерных разработок полностью или частично.

Президент Франции Эммануэль Макрон в ходе визита в США в прошлом месяце отметил, что, хотя идеальных соглашений не бывает, альтернативной стратегии по иранскому ядерному вопросу нет.