Общественно-политический журнал

 

Что происходит в Донбассе на линии соприкосновения и в тылу?

Обострение, случившееся в Донбассе сразу после визита спецпредставителя США на переговорах по Украине Курта Волкера, стало самым масштабным в войне на востоке Украины с февраля 2017 года. Из-за появившихся в так называемой "ДНР" панике и слухах о сдаче Горловки, третьего по величине подконтрольного самопровозглашенной республике города, его, скорее всего, будут называть "горловским". Однако бои и массированные артиллерийские обстрелы фиксировались по всей дуге фронта от Дебальцева до Мариуполя, а части ВСУ незначительно продвинулись не только в пригородах Горловки, но и заняли высоту под одним из сел в районе Докучаевска.

Спецпредставитель Госдепартамента США по Украине Курт Волкер покинул Украину 16 мая, а уже 17-го в Светлодарске (город напротив Дебальцева, находится под контролем украинского правительства) во двор местной школы, где в тот момент находились 360 детей, прилетел артиллерийский снаряд. К счастью, обошлось без жертв: в здании лишь выбило стекла, детей эвакуировали. Дневных обстрелов школ в Донбассе не было с 2015 года.

Затем обстрелы под Авдеевкой снова остановили работу Донецкой фильтровальной станции и на время прекратили подачу воды в Ясиноватую, Авдеевку и часть Донецка. Бои под Горловкой привели к многочисленным попаданиям снарядов в дома мирных жителей в самом городе, близлежащих селах и находящемся напротив нее Торецке (бывший Дзержинск переименован в рамках украинского закона о декоммунизации). Попадания привели к гибели гражданских людей по обе стороны линии соприкосновения.

Сотнями считали взрывы тяжелых снарядов вблизи сел на южном фланге линии соприкосновения в Донецкой области от Гранитного до Водяного, Талаковки и Лебединского. Канонаду явственно слышал Мариуполь. От прямого попадания 122 мм снаряда в своем доме пострадала семья (отец и сын-семиклассник убиты, мать и второй ребенок в тяжелом состоянии в больнице) в селе Троицкое (это уже Луганская область, село, подконтрольное Украине).

Явное и громкое обострение на фронте, разлад системы управления внутри самопровозглашенных республик и недоверие к официальным новостям привело к панике вокруг "сдачи Горловки" и слухах об "эвакуации ДНР". К этому следует добавить, что в Донецке одновременно с канонадой пару дней с 23 по 25 мая "из-за профилактических работ" не работали все банкоматы местного Республиканского банка, а на заправках исчез бензин (дизельное топливо в наличие есть), бесконечные очереди машин выстроились рядом с АЗС, куда топливо обещают подвезти. Соответствующее министерство объясняет проблемы внезапно возникшими "трудностями подвоза в ДНР топлива", накануне исчезновения цена бензина поднялась на 3 рубля за литр и слухи обещают новую цену на автомобильное топливо в районе 60 рублей за литр А95.

Условная линия фронта вплотную огибает крупнейшие городские агломерации Донбасса, иногда проходя по населенным пунктам или между домами соседних районов. Под Горловкой она делит одно село Зайцево на украинскую часть и "дээнэровскую", до войны село Зайцево подчинялось Горловскому городскому совету и городские девятиэтажки из него видно невооруженным взглядом. Так же вплотную к городской застройке боевые позиции расположились между практически сросшимися Авдеевкой, Ясиноватой и Донецком с одной стороны бывшего областного центра и между Петровским районом Донецка и городом Марьинка с другой. В Марьинке, например, 21 мая во время работы на своем огороде был убит крупнокалиберной пулей, выпущенной то ли из пулемета, то ли из снайперской винтовки, 36-летний мирный житель. Прилетающие пули из Донецка в украинской Марьинке страшная обыденность.

А артиллерия "ДНР" в жилых районах Горловки – реальность, потому как больше ее ставить в сложившихся обстоятельствах негде.

Фронт держат разрозненные мелкие группы бойцов на позициях, часто представляющих из себя круг окопов, пару блиндажей и не всегда – одинокий БМП или БТР. Людей, особенно в передовых пехотных частях "ДНР" и "ЛНР", катастрофически не хватает, официальные источники говорят о некомплекте в 40 процентов. Люди, близкие к информированному бывшему командиру бригады "Восток" Александру Ходаковскому, рассказывали корреспонденту Радио Свобода о пехотных ротах на передовой в 28 человек. Часто не существует ни запасных, ни "вторых" линий обороны.

Если украинское правительство в 2015 году выделило 1 миллиард гривен на программу постройки силами областных администраций всей страны 300 капитальных взводных опорных пунктов на трех линиях обороны и эти укрепления к лету 2015-го были сданы военным, то в Донецке в мае 2018 года по субботам из центра города начал ходить так называемый "Восточный экспресс". Автобусы, организованные движением Ходаковского, подвозят добровольцев из числа гражданских на линию фронта, где они во время "субботников" копают лопатами вторую линию окопов для подразделений 11 полка 1 АК ДНР. Дорога на войну занимает от 10 до 12 минут на автобусе, по дороге наглядно видно отсутствие любых запасных позиций и блокпостов между авдеевской "Промкой" и центром Донецка.

"Фронт – это "картонка" такая, которую можно прорвать при желании в любом месте. Вопрос: что будет потом? За ним же густонаселенные города, дома, подвалы и куча артиллерии в тылу", – популярно объяснил ситуацию корреспонденту Радио Свобода один командиров "ДНР", воюющий под Ясиноватой.

В этих условиях во многих мелких населенных пунктах нет и не может быть никаких "гарнизонов". Поселок Южное под Горловкой, о занятии которого объявило украинское руководство Операции объединенных сил (ООС) 17 мая, как раз из таких небольших населенных пунктов. Он находится неподалеку от шахты Южной, и, скорее всего, его заняли по дороге к одному из местных терриконов (господствующих над местностью рукотворных гор из добытой из шахт пустой породы). Продвижение ВСУ на этом участке фронта началось после 9 мая, село было занято именно тогда, но объявили о его взятии, по всей видимости, к дате – к моменту встречи Курта Волкера с президентом Украины Петром Порошенко.

С 1 мая в Донбассе стартовала ООС, идет она теперь под руководством военных, а не спецслужб. И с мая ВСУ начала применять более активную тактику. В тыл формирований "ДНР" пошли поисковые группы, одновременно со взятием Южного было сообщено о захвате двух 120 мм минометов с позиций "ДНР", а затем группа разведчиков батальона "Донбасс-Украина" (это армейский батальон из бойцов, которые в свое время откололись и отмежевались от находившегося в структуре МВД добровольческого батальона "Донбасс" Семена Семенченко) застала врасплох наблюдательный пункт сепаратистов, на котором убила одного бойца и трех взяла в плен. Все эти успехи также широко освещались и пришлись на период после 17 мая.

Источники Радио Свобода в украинском генштабе не скрывают, что тактика постоянного давления на противника, по мнению украинского командования, должна сделать службу в окопах за 15 тысяч рублей в месяц окончательно непопулярной работой в самопровозглашенных республиках и резко усложнить дальнейшее комплектование передовых частей их двух армейских корпусов.

Ответ последовал незамедлительно. Под Горловку из Донецка была переброшена бригада "Сомали", танковая и артиллерийская группа. Артиллерийские перестрелки в этом густонаселенном районе всегда задевают дома. За неделю боев, по информации назначенного "ДНР" администратора Горловки Ивана Приходько, в городе было повреждено около сотни домов, 9 человек были ранены и 4 убиты.

Пик противостояния пришелся на 21 мая, когда силы "ДНР" попытались вернуть населенный пункт и встретились в пять утра с противодиверсионной группой батальона "Донбасс-Украина". С двух сторон в бою участвовало до взвода пехоты (украинцы оценивали силы группы наступавших в 10 человек), но за отдельными мотивированными бойцами в этой войне всегда стоит артиллерия и танки. ВСУ потеряли двух убитых, в том числе командира группы с позывным "Футболист" (он играл в свое время за молодежные составы в донецком "Металлурге" и харьковском "Металлисте").

21 мая в прилегающих к Горловке районах детей из школ отправили в бомбоубежища, а потом распустили по домам под подпись родителей. Это вызвало мгновенную панику в городе. Иван Приходько 21 мая на сайте горсовета опубликовал специальное обращение: "Среди населения города распространяются слухи об эвакуации граждан и о наступлении ВСУ на Горловку, – сообщалось в частности в нем. – Данные слухи являются дезинформаций, распространяемой киевским режимом, чтобы запугать население и посеять панику среди мирных граждан".

Одновременно от попаданий страдали обе части села Зайцево и город Торецк, где снаряды, кроме более 30 жилых домов, повредили два медицинских учреждения – психоневрологическую и туберкулезную больницы.

Сам населенный пункт Южное (местные зовут его Чигири) представляет из себя небольшой хутор в низине с залитыми шахтными водами подвалами – это место совсем непригодно для обороны. Бои шли за прилегающие высоты в виде шахтных отвалов и терриконов. Украинцы сначала заняли террикон близлежащей шахты, потом под огнем артиллерии калибра 122 мм оттуда ушли. 25 мая прошли последние боестолкновения.

26 мая глава Горловки Иван Приходько написал в срочно созданном канале Телеграма (он в "ДНР" не блокируется), что уже сутки в городе нет попаданий в дома.

Пик артиллерийского противостояния по всей линии фронта пришелся на 23–25 мая. Стороны успели обменяться и высокоточными ударами. После удивительно меткой стрельбы загорелись и взорвались склады ВСУ с боеприпасами в селе Старая Николаевка Константиновского района. До них от Горловки 23 километра, украинцы предполагают применение новых артиллерийских систем с управляемыми снарядами. В "ДНР" заявили, что склады загорелись сами "вследствие беспорядка и коррупции в ВСУ".

Как в это время живут мирные жители? В сети опубликовано видео обстрела окраин села Гранитное Волновахского района. Видно, как под вспышки взрывов на окраине продолжает ехать на велосипеде мальчишка.

Это известное село, шесть домов которого расположено за речкой в "ДНР", а остальная часть вместе с украинской школой уже по другую сторону линии соприкосновения, которая делит населенный пункт на две неравные части. Жители убедили стороны не взрывать мостик, по нему дети из тех самых шести домов ходят в свою школу.

Школу берегут все. Волонтер Марина Пугачева из Мариуполя опекает со своей организацией целый ряд сел вдоль линии фронта.

– В школе Гранитного учатся 146 человек, и там в пятницу благополучно прошел последний звонок, – рассказала Марина Радио Свобода. – В селе, слава богу, все живы и здоровы. Обстрелы ложились несколько дней по окраинам Гранитного, Талаковки, Водяного и Лебединского. Стреляли много из артиллерии, попадали осколки в дома, огороды, но серьезных разрушений и гибели людей нет!

В Донбассе сейчас сезон клубники и черешни. Люди начинают снимать урожай, не глядя на обстрелы.

– Надо ехать в Талаковку, теща ведро черешни, ведро клубники собрала! – немного обреченно рассказывал Радио Свобода в субботу вечером в Мариуполе местный врач Эдуард Зарубин. – Когда в среду и четверг стреляли, я на своем Восточном в Мариуполе каждый из 91 взрыва на себе почувствовал, тещу вывез оттуда срочно. Но как только затихло, она туда вернулась на автобусе и звонит теперь, чтоб за черешней ехал! Дача на окраине Талаковки, бьют вплотную к селу по позициям военных, но ей если не собирать урожай, то как жить? Она без дачи этой не может…

На утро 27 мая пресс-центр ООС сообщает об одном своем убитом и четырех раненых ночью и об уничтоженном "ответным огнем командно-наблюдательного пункта 4-й мотострелковой бригады противника". Здесь речь идет о частях самопровозглашенной "ЛНР". Но, несмотря на взаимные обстрелы на отдельных участках фронта, можно сказать, что беспрецедентное майское обострение стало на паузу.

Взятия городов в Донбассе ждать не следует, местные наблюдатели в принципе не рассматривают такую возможность в ближайшее время. В той же полуокруженной Горловке 260 тысяч жителей, это огромный густонаселенный и густо застроенный бетонными и кирпичными домами город. Такие не берут под контроль группы из десятков бойцов. А концентрации сил и средств в Донбассе ни на одном из направлений ни с одной из сторон не наблюдается.

Дмитрий Кириллов