Общественно-политический журнал

 

Иванишвили выдвинул на пост премьера нового своего ставленника

Спустя сутки после отставки премьер-министра Грузии Георгия Квирикашвили правящая партия "Грузинская мечта" назвала имя нового кандидата на этот пост. Им стал исполняющий обязанности министра финансов Мамука Бахтадзе. Теперь его кандидатуру предстоит одобрить грузинскому парламенту. Политологи не сомневаются, что так и произойдет. Однако существенных перемен в стране смена главы кабинета не принесет, уверены они.

Новому кандидату в премьеры Грузии 36 лет. Бахтадзе - выпускник МГУ, и до своего назначения на пост министра финансов в ноябре 2017 года он четыре года руководил "Грузинской железной дорогой".

Как политик Бахтадзе не пользуется в Грузии широкой известностью, рассказала глава Южно-Кавказского регионального бюро Фонда имени Генриха Бёлля Нино Лежава. Это один из самых малоизвестных среди населения министров, ссылается она на данные опроса, проведенного в текущем году Международным республиканским институтом (IRS).

Главная цель его выдвижения состояла в том, чтобы снизить градус напряжения в обществе и с помощью нового молодого кандидата попытаться провести перезагрузку, отмечает Лежава. Однако, добавляет она, он вряд ли будет действовать как самостоятельный политик. "Речь в данном случае идет не о политической фигуре, обладающей авторитетом и опытом, а об одном из ставленников Бидзины Иванишвили", - говорит Лежава.

Миллиардер Бидзина Иванишвили, который с октября 2012-го по ноябрь 2013 года сам занимал пост премьер-министра, недавно вернулся в политику. В мае его вновь избрали председателем основанной им правящей партии "Грузинская мечта". Несмотря на то, что после своего ухода из правительства Иванившили юридически не занимал никаких государственых постов, многие считают, что де-факто он сохранял влияние на принятие важных политических решений в стране.

Бахтадзе очень близок к Иванишвили и, как и предыдущий премьер, "находится под его полным контролем", отмечает политический аналитик в Тбилиси Гела Васадзе. Однако Нино Лежава считает, что Бахтадзе как политическая фигура еще слабее своего предшественника. "Это означает, что политическое влияние Иванишвили, который останется в тени, будет только укрепляться", - прогнозирует она.

Если кандидатура Бахтадзе будет одобрена парламентом, он сменит на посту премьера Георгия Квирикашвили, который объявил о своей отставке в среду, 13 июня. Это произошло на фоне громких антиправительственных протестов, прошедших в Тбилиси в мае и июне. Впрочем, уличные митинги, в ходе которых люди требовали отставки правительства, вряд ли послужили настоящей причиной ухода Квирикашвили, указывают аналитики: cлухи о его отставке ходили уже давно. Уход Квирикашвили стал результатом внутриполитического кризиса, который разразился вследствие борьбы, развернувшейся внутри правящей партии.

Впрочем, протестов власти тоже боятся, отмечает Гела Васадзе. По его мнению, выдвижение Бахтадзе на пост премьера несколько успокоит общество, но не устранит первопричину кризиса, который отчасти вызван практически полным устранением в стране оппозиции. "Если не видишь оппонента, невозможно не потерять коммуникацию с обществом, - пояснил он. - Поэтому внутри самой власти возникают группировки, которые начинают бороться друг с другом еще более жестко, чем если бы власть была едина и боролась с оппозицией".

"Политика грузинских властей в некоторой степени зашла в тупик, - согласна Нино Лежава из Фонда имени Генриха Бёлля. - В стране серьезные социальные и экономические проблемы, уровень бедности растет, это вызывает недовольство населения и оппозиции". Однако назначение Бахтадзе на пост премьера скорее всего не принесет существенных социальных и экономических перемен. Для этого властям необходим стратегический настрой, уверена она, а выдвижение Бахтадзе доказывает отсутствие у правительства какой-либо стратегии.

"Партия "Грузинская мечта" всегда заявляла, что придерживается социально-демократической политической платформы. Однако ее экономическая и социальная политика мало имеет отношение к европейским социально-демократическим представлениям. В принципе в большинстве сфер они продолжают неолиберальную политику правительства Михаила Саакашвили", - добавляет политолог.