Общественно-политический журнал

 

По силам ли Америке тарифная война с Китаем?

Итак, Трамп перешел Рубикон. Он прибег к старой уловке монархов, искавших выход из затруднительных ситуаций в «маленькой победоносной войне». Но ему мало маленькой торговой войны, он вызвал на дуэль весь мир! Что заведомо гарантирует поражение. Впрочем, для этого достаточно побить горшки с одним Китаем.

На днях импульсивный квартирант Белого Дома хлопнул дверью саммита G7. Он оскорбил всех коллег по форуму: председателя Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер назвал “жестоким убийцей“ за европейские пошлины в отношении ряда товаров американских компаний и за отказ Берлина и Парижа от двусторонних торговых соглашений (европейцы вполне резонно намерены воевать единым фронтом). Досталось и премьер-министру Японии: обсуждая миграционный кризис в Европе, Трамп заявил Синдзо Абэ, что для Японии проблема неактуальна, однако он может послать 25 миллионов мексиканцев – “и ты очень скоро лишишься своего поста“.

Недаром все новостные ресурсы мира обошел снимок, где против Трампа стеной стоят руководители развитых держав и смотрят на него, как на… трудно подобрать щадящий эпитет.

Вызов Китаю

После этих блестящих примеров высокой дипломатии разругавшийся со всеми американский лидер отказался подписывать итоговое коммюнике, досрочно покинул саммит и умчался в Сингапур, предпочтя шоу с одиозным корейским коллегой. Затем, пребывая в эйфории, он форсировал атаку на Китай. Прямых контактов с Кимом и его расплывчатых обещаний о денуклеаризации оказалось достаточно, чтобы Трамп перестал считаться с влиянием Пекина на Северную Корею и даже лояльный президенту министр финансов Стивен Мнучин, который был против введения пошлин, не смог переубедить президента.

А ведь 20 мая вице-премьер Госсовета Лю Хэ заявил в Вашингтоне, что Китай и США договорились, что торговой войны не будет. Министр торговли Уилбур Росс встретился с представителями китайских властей в Пекине и получил предложение закупать у США дополнительные сырьевые и готовые товары на сумму 70 миллиардов долларов. Однако Трамп это предложение не принял. Его поддержал видный экономист Помпео: «Я подчеркнул, как важно для президента Трампа исправить эту ситуацию, чтобы торговля стала более сбалансированной, более взаимной и более честной, чтобы была возможность более справедливого обращения с американскими фермерами», — сказал бывший директор ЦРУ, а ныне Госсекретарь.

Не стоит дергать тигра за усы

Боюсь, это опрометчивое решение приведет к далеко идущим последствиям. Китай не та страна, которую можно запугать лихой кавалерийской атакой. Это ядерная держава, быстро догоняющая Америку в области высоких технологий. И если по ВВП мы еще опережаем Поднебесную, то по индустриальной мощи та уже страна № 1 и является крупнейшим в мире производителем абсолютного большинства видов промышленной и сельскохозяйственной продукции. Китай также лидирует по вылову рыбы, а его автопром выпускает автомобилей больше, чем США и Япония вместе взятые.

Это первоклассная космическая держава и 13 июня китайский ретрансляционный космический аппарат Magpie Bridge вышел на орбиту вокруг точки Лагранжа L2 (65000-80000 км за Луной). Это элемент лунной миссии – вместе с посадочным модулем и луноходом, причем на обратной стороне Луны. У Китая второй по мощи флот и он уже строит атомные авианосцы. Что касается технологий, то да, США только что опередили КНР, создав самый мощный суперкомпьютер, способный проводить 200 тыс. трлн. операций в секунду. Но в Top-500 таких машин лидирует Китай – 40% мест. Причем оцените динамику: в июне 2015 г. его доля была всего 7%. В то же время доля США за это время упала с 47% до 28%. Ведущей статьей китайского экспорта являются компьютеры (почти на $200 млрд.), вещательное оборудование, телефоны и микросхемы.

А еще Китай безусловный лидер в глобальной торговле и если прогнозировать итог торговой войны, то он пострадает мало, а вот по Америке тарифный бумеранг ударит больно. Во-первых, повышение тарифов на китайские товары на 25% не сделает их менее конкурентоспособными, ибо их себестоимость не на проценты, а в разы ниже, чем у американской и европейской продукции, что означает большой запас прибыльности. Мы уже приводили пример экспорта китайской стали в США – она вдвое дешевле американской и новые тарифы не изменили ситуации. Более того, они привели к удорожанию металла на нашем рынке, что скомпенсировало потери экспортеров. То-то производство стали в Китае подскочило в апреле, а экспорт резко вырос. «США играют на руку тем, кто несет ответственность за эту проблему», — сказал по этому поводу Жан-Клод Юнкер и был, в отличие от Трампа, прав.

Повышение пошлин на иные позиции даст тот же эффект: оно не повлияет на объем китайского экспорта, не снизит торговый дефицит США, но приведет к повышению цен, что ударит в первую очередь по широким массам населения, которые считают каждый доллар. А ведь недавнее исследование показало, что у 40% американцев в экстренном случае не найдется в запасе хотя бы 400 долларов.

Трамп постоянно апеллирует к огромному дефициту в торговле с Китаем, называя цифру в полтриллиона долларов. Однако по данным агентства «Синьхуа», по итогам 2017 г. весь товарооборот Китая и США составил около $600 млрд. При этом платежный баланс Китая снова положителен и составил $276 млрд. Это рекорд, но в текущем году он может быть побит, ибо в первом квартале товарооборот вырос на 13,2%, составив $191,5 млрд. (цифры приведены в докладе Главного таможенного управления КНР). Экспорт вырос на 13,9% – до $135,9 млрд., а импорт увеличился на 11,6% – до $55,6 млрд.

Видимо, китайские данные занижены по вполне понятным причинам, но цифра Трампа вообще взята с потолка. Как бы то ни было, а повышение тарифов будет проводиться в два этапа. С 6 июля таможенники начнут взимать налог с первоначальной корзины товаров на сумму $34 млрд. Затем Торговое представительство США опубликует новые пункты списка на товары стоимостью $16 млрд. Понятно, что введение повышенных пошлин на такой объем несущественно повлияет на торговый дефицит.

Более того, он может вырасти! Дело в том, что в отличие от китайских товаров, американские весьма недешевы и ответные тарифные меры выметут их с китайского рынка – мы не выдержим конкуренции с иными странами. Специалисты отмечают, что ударив тарифами по свинине, КНР пока не ввела ограничения на поставки из США целого ряда товаров, хотя такая возможность была анонсирована ранее. В первую очередь это касается американской сои, треть которой идёт на китайский рынок. Ее может заменить бразильская, аргентинская или польская. Точно так и с сорго – американцев могут вытеснить бразильцы и аргентинцы.

Но кроме фермеров могут пострадать и крупные корпорации, в первую очередь Boeing. У него там на $38 млрд. контрактов и каждый четвертый самолет он делает для Пекина. Компанию вполне может вытеснить Airbus. Под удар могут попасть автоконцерны: General Motors заявлял, что в прошлом году продал в Китае рекордные 4 млн. автомобилей, а Tesla открыла там три крупнейшие в мире зарядные станции и только что получила одобрение на строительство завода в Шанхае. Она сообщила, что этот рынок стал для нее самым прибыльным, но при бурном развитии собственного производства электрокаров Китай может обойтись и без нее.

Еще один рычаг давления – Китай крупнейший владелец американских ценных бумаг, у него их на $1,3 трлн. Да, вряд ли он начнет сбрасывать казначейки, но может перестать покупать их. И тогда у США будет меньше средств для латания дыр бюджета – и для обещанного Трампом мощного инвестирования в инфраструктуру.

Реагируя на угрозы его отрезать от международной долларовой системы, Китай начал разработку альтернативных СВИФТ систем платежей и расчётов и еще в 2015 г. запустил систему CIPS для международных расчётов в китайских юанях. На XIX съезде КПК осенью 2017 г. и на сессии ВСНП в марте 2018 г. китайские лидеры неоднократно заявляли, что задачей Китая является интернационализация юаня. Финансовая мощь Китая уже позволяет это.

Первые потери

Торговая война с Китаем уже оказывает политическое влияние: в сельских округах, которые поддержали Трампа на выборах, он теряет популярность. «Ответные тарифы Китая могут оказать разрушительный эффект на агропромышленный экспорт США», — заявил экономист Moody’s Analytics Адам Кэмминс. Пострадают Айова, Канзас, Небраска, Северная и Южная Дакота. Эти штаты обычно поддерживают республиканцев, а в Айове традиционно проходят первые праймериз Республиканской партии в преддверии президентских выборов.

Показательно, что в споре Трампа с Трюдо американцы на стороне канадца! Об этом свидетельствуют данные опроса Ipsos (проводился 12-14 июня): 57% поддерживают Трюдо и всего 37% респондентов – Трампа. Что касается внешней реакции, то большинство французов отрицательно относятся к Трампу, находя его агрессивным и опасным, половина немцев считает его опаснее Ким Чен Ына, а британский экономист Джефф Томас еще осенью прошлого года заявил, что экономическая война с Китаем приведёт к катастрофическим последствиям для мировой экономики, а для США станет, по сути, экономическим самоубийством.

Политику Трампа назвали новым протекционизмом, но на эти грабли Америка уже наступала. Так, причиной самой известной торговой войны XX века стал Тарифный акт Смута-Хоули 1930 г. Тогда серьезные пошлины были введены на более чем 20 тысяч импортных товаров. Америке ответили встречными высокими тарифами, и ее экспорт упал на 61%! Тарифы пришлось отменить уже в 1934 г. и с тех пор историки и экономисты обсуждают масштабы ущерба мировой и американской экономике. Но все согласны в том, что акт Смута-Хоули и последующая торговая война усугубили и продлили трудности Великой депрессии.

«Smoot-Hawley был такой катастрофой, что оказывает влияние на американскую торговую политику уже более 80 лет», — сказал Джошуа Мельцер, старший научный сотрудник Института Брукингса, преподающий международное торговое право в Университете Джона Хопкинса. Многие историки утверждают, что последовавшие торговые войны способствовали подъему нацизма и фашистских партий. Подобный сценарий реален и сейчас.

Сводки с театра боевых действий

Дональд Трамп поручил подготовить список китайских товаров на сумму $200 млрд. для последующего введения дополнительных пошлин в размере 10%. Об этом говорится в распространенном утром 19 июня Белым домом заявлении. «Сегодня я поручил представителю на торговых переговорах определить китайские товары на сумму в $200 млрд. для введения дополнительных пошлин в размере 10%», — заявил Трамп.

Президент подчеркнул, что тарифы в отношении данных товаров будут введены «после завершения правового процесса» и в случае, если «Китай откажется менять свой подход к торговле, а также продолжит настаивать на введении дополнительных пошлин, о которых он недавно объявил».

Таким образом, финансово-экономический кризис и рост безработицы в США практически гарантированы. Боже, спаси и сохрани Америку!

Юрий Кирпичев

Комментарии

Владлен Фридман on 20 июня, 2018 - 04:40

Трамп и Путин это какое-то наказание для всех. Неужели этот разрушительный процесс уже необратим? Где хваленая демократия, разделение властей, check and balance? Ничто уже не работает?

Аlberttinov on 21 июня, 2018 - 01:01

"пусти козла в огород"

Сначала казалось, что ничего страшного,  а

оказалось, что ничего хорошего