Вы здесь
Цена подлости. А Гитлер казался политиком, с которым можно договориться
K концу тридцатых годов двалцатого столетия мир означал сохранение Версальско-Вашингтонской системы, которая, несмотря на ее недостатки, обеспечивала относительную стабильность и признавала силу права. Эта система содержала принцип предотвращения международным кризисам. Она предусматривала коллективные действия против агрессора через Лигу Наций.
Но коллективного отпора не получилось, механизм не сработал. Почему?
Коллективное сопротивление агрессорам нуждалось в применении различных, в том числе и силовых методов. Защита мира в тех условиях требовало мужества, воли и готовности к определенным потерям. Однако сама мысль об этом для людей, которые только что пережили войну, казалась зловещей. Общественность в Англии и Франции была настроена категорически против использования силы.
Понимание целостности и неделимости мира не было характерным для тогдашней общественного сознания. Такие настроения нашли свое отражение в политике "умиротворения", которая вела страны к пассивности и излишней осторожности.
Приход Гитлерак власти не сразу был воспринят поворотным в политике Германии. Длительное время в нем видели лишь сильного национального лидера, который стремится восстановить для Германии справедливость. Планы нацистов о переделе мира сначала оценивались как дань националистической риторике и не воспринимались всерьез. Лидеры Англии и Франции не видели причин для смены политического курса, который активно внедрялся в 20-х годах и был нацелен на постепенное ослабление бремени Версальской системы. Становится понятным отсутствие реакции Англии и Франции на действия Германии, хотя они носили открыто дерзкий характер и нарушали один из принципов международного права: договоры нужно соблюдать.
Гитлер казался политиком, с которым можно договориться
Особо следует сказать о позиции США. Кризис там приковал внимание общества к внутренним проблемам. Нарастание напряженности в мире породило в США стремление отгородиться от всего в своей "американской крепости" ("Америка - прежде всего" - ЭР). После принятия в 1935 г. закона о нейтралитете богатейшая страна мира, со значительными ресурсами и способностью влиять на мировую политику, будто выпала из нее. Это резко повысило шансы агрессоров.
Наиболее активным сторонником политики "умиротворения" был премьер-министр Великобритании в 1937-1940 гг Н.Чемберлен. По его мнению, опасность заключалась не в агрессивных намерениях Германии, а в недооценке международного кризиса. Он считал, что Первая мировая война возникла потому, что великие державы на определенное время утратили контроль над развитием событий и в результате местный конфликт перерос в мировую войну. Для того, чтобы отвлечь такую опасность, необходимо сохранить контакты со всеми участниками международного конфликта и решать существующие проблемы на основе взаимных уступок.
На деле Гитлер выдвигал новые и и все более наглые претензии. Они становились объектами обсуждения и все заканчивалось удовлетворением территориальных притязаний Германии.
"Аншлюс" Австрии и Мюнхенское соглашение
Кульминацией политики "умиротворения" стал "аншлюс" Австрии и Мюнхенское соглашение по Чехословакии.
Присоединение Австрии было одной из важных задач политики Германии. В феврале1938 канцлер Австрии Шушниг подписал с Германией соглашение, которое поставило Австрию под контроль Германии. 12 марта 1938 немецкие войска при поддержке австрийских нацистов оккупировали Австрию. На следующий день австрийский фашист Зайс-Инкварт провозгласил воссоединение Австрии с немецкой империей. Ни великие державы, ни Лига Наций никак не прореагировали на это.
Следующей жертвой фашистской агрессии стала Чехословакия, от которой Германия потребовала Судетскую область, где проживало 3 млн. немцев (защита немецкоязычного населения - ЭР). 13 сентября 1938 судетские фашисты подняли мятеж. После его подавления Германия стала угрожать Чехословакии расправой.
Но тогда соотношение сил было не в пользу Германии. Чехословакия имела хорошо вооруженную и подготовленную армию из 45 дивизий, опирающейся на приграничные оборонительные сооружения. Германия имела 47 недостаточно вооруженных, неукомплектованных дивизий.
Возникал международный кризис. Для ее решения Чемберлен дважды встречался с Гитлером. Они договорились, что конфликт будет решен в Мюнхене.
Во время мюнхенской встречи Гитлер заявил, что Судетская область – последнее территориальная требование Германии в Европе. Это, а также англо-французский ультиматум чехословацкому правительству о немедленной передаче Германии территорий ЧСР, заселенных немцами, расчистили путь к Мюнхенского соглашения. Оно было заключено за спиной Чехословакии (без присутствия представителя Чехословакии - ЭР) главами правительств Великобритании, Франции, Германии и Италии 29-30 сентября 1938 года.
Следствием соглашения стало отторжение от ЧСР в пользу Германии всех пограничных западных и северо-западных районов. ЧСР потеряла 20% населения и почти 50% тяжелой промышленности, все пограничные оборонительные укрепления. Граница с Германией стал проходить в 40 км от Праги.
Мюнхенское соглашение обязало ЧСР удовлетворить претензии Польши и Венгрии. Польше была передана Тешинская Силезия, Венгрии за I Венским арбитражем – часть Словакии и Карпатской Украины. Чехословакия превратилась в федеративное государство.
Мюнхенское соглашение означало превращение Германии в сильнейшее государство Центральной Европы. Все малые государства этого региона поняли, что ни Лига Наций, ни Англия с Францией не могут гарантировать их суверенитет и вынужденно пошли на сближение с Германией. В этом смысле Мюнхенское соглашение было стратегическим поражением Англии и Франции и приблизило начало войны.
Но на то время на Западе результаты заговора были восприняты с облегчением. Чемберлен заявил, вернувшись в Лондон, он привез мир этому поколению.
Президент США Дональд Трамп по итогам своей встречи с лидером КНДР Ким Чен Ыном указал на то, что «крупнейшая и наиболее опасная проблема» больше не угрожает гражданам страны, поэтому они могут спать спойкойно. С таким заявлением Трамп выступил на своей странице в Twitter.
«Несмотря ни на что я не оставлю надежду на мирное решение конфликта», – заявил Чемберлен 27 сентября 1938 года в своем обращении по радио. «Я не стал бы медлить и в третий раз поехал бы в Германию, если бы это принесло пользу», – добавил он.
Такие мысли господствовали недолго. Уже зимой 1938/1939 гг лидеры Англии и Франции поняли ошибочность своих рассуждений. Несмотря на очевидную ошибочность своей политики.
Германия не оставляла времени на раздумья. 15 марта 1939 немецкие войска оккупировали Чехию и Моравию, Словакия была провозглашена независимой, а Венгрия захватила всю Карпатскую Украину.
Далее Германия начала добиваться от Польши согласия на передачу ей Данцига и на построение через польский коридор экстерриториальной трассы, которая бы связала Германию с Пруссией. Немецкие войска вступили в Мемельской область (Клайпеда), принадлежавшая Литве. В апреле 1939 г. Италия осуществила агрессию против Албании и захватила ее.
Приближалась Вторая мировая война.