Вы здесь
Михаил Саакашвили: Господин президент, Путин не блефует, но у вас есть преимущество - используйте его
В США, как и в бывшем Советском Союзе, политика может сильно поляризоваться. Но в преддверии саммита президента Дональда Трампа с президентом России Владимиром Путиным в Хельсинки в понедельник многие разделяют одну и ту же озабоченность: согласится ли самопровозглашенный «мастер-переговорщик» на сделку, представляющую экзистенциальную угрозу для американского союзников в Восточной Европе?
Я несколько более оптимистичен по поводу перспектив саммита по нескольким причинам, но с осторожностью.
Во-первых, я знаю Трампа много лет. В 2012 году, когда я был президентом Грузии, он посетил мою страну, чтобы оценить потенциальное развитие среды рынка недвижимости.
После этого визита Трамп высоко оценил нашу благоприятную деловую среду и простую систему налогообложения. Моя команда и я провели реформы, которые создали эту среду, и мы сделали все, чтобы отвергнуть советское наследие коррупции, непрозрачности и непотизма, которые все еще характеризуют российскую систему. Во время наших разговоров у меня было ощущение, что Трамп понял эту реальность. Я надеюсь и верю, что его четкое понимание деловой среды России служит хорошим предзнаменованием для саммита в понедельник.
Во-вторых, хотя правда, что Путин пытался вмешаться на выборах в США и почти наверняка поспособствовал Трампу, верно и то, что российский лидер серьезно просчитывал мотивы Трампа. Путин ожидал получить американскую версию своего старого итальянского друга Сильвио Берлускони, которого можно было бы легко развратить и манипулировать им. Вместо этого Путин получил решительного, националистического и крайне непредсказуемого президента США, который укомплектовал свою команду национальной безопасности известными ястребами и критиками Путина, такими как Джон Болтон, Фиона Хилл и генерал Джеймс Маттис.
В-третьих, администрация Трампа вышла за рамки формального соблюдения CAATSA в навязывании исторически суровых санкций в отношении российских представителей власти в начале этого года. Мое мнение в том, что санкции недостаточны: олигархи и власти всегда были неразрывно связаны.
Впервые в истории американо-российских двусторонних отношений администрация Трампа признала этот нюанс, наложив санкции на политически связанных олигархов. Эти санкции уничтожили любые притязания на то, что олигархи являются законными владельцами бизнеса, рассматривая их как дочерние компании российской власти.
У меня есть еще несколько причин для оптимизма, в том числе критика Трампа в отношении газопровода Nord Stream II на саммите НАТО на этой неделе и его разрешение на продажу боевого вооружения Украине и Грузии в прошлом году - резкое изменение политики Обамы.
Однако, несмотря на эти многообещающие признаки, я должен предупредить Трампа, во избежании ошибок, допущенных его предшественниками в отношении путинской России.
После распада Советского Союза в 1991 году я почувствовал широкое распространение мнения среди американцев, что США «выиграли» холодную войну. С тех пор американские политики последовательно недооценивали амбиции России. Многие лидеры общественного мнения и политики считали, что мы достигли «конца истории», где либеральный мировой порядок, основанный на самоопределении, многосторонности и территориальной целостности, одержал победу над тоталитаризмом, империализмом и биполярными сферами влияния.
Западное ошибочное восприятие российской угрозы - в тандеме с одержимостью Путина «западной угрозой» - имело разрушительные последствия, включая вторжения Путина и аннексии частей Грузии и Украины.
В отличие от многих его западных коллег, Путин не блефует. Он честен в своих амбициях. И почему он не должен быть честным, когда ему не нужно платить политическую цену? Тем не менее, западные лидеры часто не слушают.
В отличие от американской внешнеполитической повестки дня, российская повестка дня ясна и последовательна. Путин будет продолжать подстрекать и использовать «замороженные конфликты» в постсоветских странах, таких как Украина, Грузия и Молдова, чтобы ни одно независимое государство на его заднем дворе не приветствовалось в западном альянсе НАТО. Более того, продвигая националистических, экстремистских и коррумпированных политиков на постсоветском пространстве, Путин ослабляет соседей России, усиливая социальные разногласия.
Хельсинкский саммит, возможно, является самым большим испытанием для внешней политики Трампа, и он не может позволить себе потерпеть неудачу.
Как человек, который встречался с Владимиром Путиным более тридцати раз, у меня есть следующие рекомендации президенту Трампу: Быть эксРейганом. Поговорите с русскими, но начинайте жестко и не забывайте «доверять, но проверять» на каждом шагу.
Оба президента Буши и Обама допустили похожие ошибки, пытаясь восстановить отношения с Россией в начале своего президентства. Скрывая корни и производя слишком много ботвы, Буш и Обама попытались продемонстрировать добрую волю, которую Путин интерпретировал как слабость. Язык чистой силы - это то, что Путин лучше всего понимает.
Президент Трамп не должен упускать из виду тот факт, что он ничего не должен Путину: действительно, позиция Трампа имеет преимущества.
Несмотря на браваду Путина, санкции очень сильно вредят ему. А сам факт встречи узаконил Путина в глазах российской элиты, которая нервничала во время долгой задержки в проведении саммита.
Теперь настала очередь Америки предъявлять требования. Россия должна перестать позиционировать себя как равную Соединенным Штатам и перестать притворяться, своими зарубежными приключениями, будь то в Сирии, Украине или Грузии, что они являются частью глобальной борьбы против американского экспансионизма. Более того, Россия должна прекратить угрожать США новым оружием, как это сделал Путин во время недавнего обращения к российской Думе.
Кроме того, Трамп должен развеять надежды Путина на то, что США когда-нибудь примут российские территориальные захваты на постсоветском пространстве. В этом отношении следует упомянуть не только Украину, но и Грузию, где Россия отторгла пятую часть территории союзника НАТО, в нарушение ранее заключенного соглашения о выводе своих войск.
Суть в том, что Америка будет уважать границы России, если Россия начнет уважать границы своих соседей. В отличие от многих, я считаю, что Трамп должен заключить сделку с Путиным с очень конкретными терминами: Америка не подрывает режим Путина внутри России - самый большой страх Путина - если Путин прекратит подрывать суверенитет и территориальную целостность других стран. Только если Россия безоговорочно откажется от Украины и Грузии, только тогда США согласятся обсудить отмену санкций.
Наконец, Трамп - и остальные страны - прекрасно справится с ожиданиями. Реальная сделка не может быть достигнута на самом первом саммите, как показал опыт Рейгана с Горбачевым. Когда Горбачев пытался успешно продать свой первый саммит в Исландии, Рейган прямо его осадил. Только с просчитанным скептицизмом в начале США добьются победы в конце.