Вы здесь
Из журналиста — символа свободы слова, он превратился в манипулятора и эгоиста
Джулиана Ассанжа, основателя скандального ресурса WikiLeaks, хотели тайно переправить в Россию из посольства Эквадора в Лондоне, где тот скрывается от правосудия вот уже семь лет. Российский МИД опроверг эти утверждения, но выясняются некоторые подробности этой темной истории.
О планах вывезти Ассанжа в Россию первой сообщила британская The Guardian. По данным британской газеты, операцию должны были провести в ночь на Рождество 2017 года. Операцией руководил тогдашний глава спецслужб Эквадора Ромми Вальехо, в ней были задействованы российские дипломаты, а также бывший первый секретарь посольства Эквадора Фидель Нарваэс – именно он помог в свое время скрыться еще одному беглецу, связанному с Ассанжем: аналитику ЦРУ Эдварду Сноудену. Нарваэс обеспечил его дипломатическим паспортом, с которым Сноуден мог перебраться из Гонконга в Эквадор. Но, в конечном итоге, тот обосновался в России.
Россия сообщение опровергла. Российские дипломаты назвали лживой статью The Guardian, которая называлась «Раскрыт секретный план побега Джулиана Ассанжа из Великобритании при помощи России». «Статья содержит целый ряд … инсинуаций русофобского характера. Со своей стороны, подчеркнем, что российские дипломаты не выходили ни на сотрудников посольства Эквадора в Лондоне, ни на представителей господина Ассанжа для того, чтобы способствовать его выезду с территории Великобритании», — говорится в сообщении, размещенном на сайте МИД РФ.
Любопытно, что СМИ Эквадора эта тема почти не заинтересовала: они ограничились фрагментарными перепечатками из The Guardian, и не более. Ни мнений, ни споров, ни комментариев экспертов или свидетельств очевидцев.
Почему молчат СМИ и что еще темного могло оказаться в этом деле? Что может связывать австралийского хакера и политического беженца с бывшим президентом Эквадора Рафаэлем Корреа, который предоставил ему убежище в посольстве своей страны? Почему сегодня Ассанжа, пусть с трудом, но все еще терпит новый президент Эквадора Ленин Морено?
С этими вопросами «Детали» обратились к Фабрисио Корреа — импресарио, старшему брату экс-президента Рафаэля Корреа. Но он говорить об Ассанже отказался, пояснив:
«Я не владею темой, не знаю, что там говорят за границей по этому поводу. Я высказываю свое мнение только по вопросам, с которыми лично знаком и о которых имею документальные подтверждения и аргументы».
Однако с нами согласился говорить Мигель Эредиа, независимый журналист и политолог, бывший профсоюзный лидер.
— В тот день, когда Ассанж попросил политического убежища в Лондоне, я служил сотрудником посольства в Москве. Там же находился тогда вице-президент страны Хорхе Глас, в то время занимавший пост министра стратегических секторов экономики. Сейчас он, кстати, в тюрьме на ближайшие двадцать лет за коррупцию и многомиллионные «откаты» по контрактам с бразильской строительной компанией Odebrecht, — говорит Мигель Эредиа. — Глас мне тогда сказал, что, предоставив убежище Ассанжу, мы обеспечим международную поддержку нашей политики. Особенно в деле защиты амазонских лесов и в ограничении доступа западным нефтяным и другим компаниям на исконные территории индейцев. Хотя, на самом деле, уже тогда некоторые заповедные территории вовсю эксплуатировались.
Ассанж был важной частью той политической системы, которая сложилась при бывшем президенте Корреа. Я – человек левых взглядов, но я считаю, что Корреа и другие бывшие и нынешние «левые» президенты в таких странах, как Боливия, Венесуэла, Никарагуа, прикрываясь лозунгами социализма, «замутили» совместно с Ассанжем доходный бизнес, основанный на шпионаже и преследованиях своих оппонентов.
Во времена Корреа расцвела наркоторговля. Его обвиняют в том, что его избирательная кампания финансировалась колумбийской партизанской организацией ФАРК, которая, в свою очередь, считается еще и крупным наркоторговцем. Были приняты законы, легализующие потребление и хранение наркотиков; разработаны таблицы, регулирующие потребление. Сегодня у нас выросло поколение наркозависимых подростков, благодаря таким лояльным законам.
Считается, что эти законы приняли в угоду наркоторговцам. В городе Манта существовала американская база, которая как-то сдерживала оборот наркотиков на тихоокеанском побережье, но и ее Корреа закрыл. В свое время нам это показалось правильным шагом, защитой суверенитета. Кто мог предположить, что место американцев займут наркокартели?!
В то же время в стране создана сеть прекрасных дорог, которым многие удивлялись. Но эти дороги, часто ведущие в никуда, являются… посадочными полосами для достаточно больших самолетов мексиканских картелей, которые работают с нашими наркоторговцами. И, судя по тому, что их бизнес процветает — с властями тоже. Северная граница страны с Колумбией контролируется сегодня диссидентами ФАРК, превратившимися в наркобаронов.
Ассанж был нужен для того, чтобы создать и содержать режим Корреа, который я могу назвать «фашистским» — за существовавшую при нем полную непрозрачность происходящего, и контроль сверху донизу за всеми сферами жизни – политикой, культурой, спортом… Все финансовые фонды организаций — армии, полиции, профессиональных гильдий, Ассоциации преподавателей и пр. – государство разграбило, а жесточайший контроль осуществлялся с помощью кибер-шпионажа. Был создан также и «институт троллей». Все крупные СМИ — такие, как газета El Comercio, или Hoy Ecuador, а также телеканалы — экс-президент смог за эти годы разобщить и подчинить себе. Потому не стоит удивляться, что СМИ сегодня не высказываются на определенные темы. Они и сейчас подконтрольны правительству и отражают лишь официальную точку зрения на указанное событие.
— Как это произошло?
— Судя по документам, представленным исследовательским порталом Milhojas, эквадорское государственное разведывательное управление SENAIN в 2013 году заключило контракты сроком на три года с итальянской компанией “HackingTeam” (НТ) – создателем Remote Control System Galileo, или DaVinci.(RCS) — на покупку этой системы. Тридцать пакетов для взлома, физического и дистанционного, компьютеров, телефонов, планшетов — всех, кто считался оппозиционером. И, похоже, это все до сих пор функционирует.
— Для чего это нужно было президенту Корреа?
— Чтобы стать агентом влияния, в противовес западному миру, по примеру Чавеса. Дело не в том, что Ассанжа хотели спасти от Запада. Нет, они сами хотели использовать его навыки в кибер-шпионаже, для собственных целей! – утверждает Мигель Эредиа.
Фрагменты упомянутого этим журналистом дела были ранее опубликованы в эквадорской газете El Cоmercio. Из этих материалов следует, что через фирму посредника Total Digital в Гуаякиле в июне 2013 года был заключен контракт с SENAIN на 2.98 миллиона долларов. Главным акционером Total Digital был Фернандо Амадор, замминистра транспорта в правительстве Корреа. А колумбийская фирма Robotec обучила 12 человек анализу данных, полученных в результате взломов.
Амадор купил 99.9% акций Total Digital в августе 2012 года, и в том же месяце к компании потекли правительственные контракты. Сведения о связях между эквадорским разведуправлением и итальянской HackingTeam начали просачиваться в 2013 году. А в 2015 году тот же сайт WikiLeaks и общественная организация Transparency Toolkit опубликовали данные о 74 странах, купивших это программное обеспечение. В списке фигурируют Мексика, Колумбия, Эквадор, Чили, Панама и Гондурас, «засветилась» и Россия.
Причем компания HackingTeam подчеркивает, что продает свои программы только правительственным органам, с целью укрепления ими государственной безопасности. Но проблемы начались, когда выяснилось, что эти программы в некоторых странах были использованы для шпионажа за активистами и политической оппозицией.
Лурдес Тибан – адвокат и политик, защитница прав индейского населения Эквадора и член постоянного Форума по вопросам индейцев в ООН, сказала:
— Мне кажется логичным, что между ними [президентом Корреа и Ассанжем] должны были существовать определенные деловые отношения, поскольку в Ассанжа и его содержание в посольстве вложено столько государственных средств… Предоставление ему политического убежища — в стиле Корреа, который хотел перед мировым сообществом казаться защитником свободы слова, хотя и подавлял его внутри страны. Но был ли причастен лично Ассанж к созданию эквадорской системы шпионажа и покупке шпионских программ? Это сейчас трудно утверждать.
Артуро Торрес — журналист, основатель интернет-портала Codigo Vidrio, занимается темой Ассанжа еще с 2010 года. Именно он первым опубликовал то, что затем весь мир узнал из статьи Thе Guardian: данные о той встрече Джулиана Ассанжа в посольстве, во время которой, предположительно, обсуждались планы вывезти его в Россию.
— Еще в 2009 году WikiLeaks имела договоры с крупнейшими мировыми СМИ, о публикации документов из взломанной ею диппочты американских дипломатов, работающих в разных странах, — рассказал Артуро Торрес «Деталям». — Обычно, они еженедельно отправляют свои рапорты в Вашингтон. Именно эти документы были первой крупной утечкой. А одним из крупнейших скандалов с разоблачениями касался как раз Эквадора. Это был анализ Госдепа США ситуации с коррупцией в эквадорской полиции, с намеками на то, что правительство в курсе происходящего. Корреа тогда страшно возмутился и поспешно выслал американского посла, а в ответ США выслали нашего.
В 2010 году, когда я работал в одной из главных эквадорских газет, EL Comercio, наше правительство было заинтересовано в информации от Ассанжа — чтобы распространять ее в местных СМИ, в рамках своей пропагандистской кампании против США, получая сведения напрямую от WikiLeaks. Я связался с людьми WikiLeaks в Лондоне, и они передали нам и еще одному СМИ дипломатические документы из США об Эквадоре.
Эти документы были зашифрованы на флешке, которую вручили нашему корреспонденту в Испании, а та передала их мне. Там были материалы об экономике, рапорты о потенциальных кандидатах в президенты, об их тайных и явных встречах с американскими дипломатами, о значимых фигурах эквадорской политики, анализ их влияния на дальнейшие отношения Эквадора с США… Мы эти сведения верифицировали и публиковали в течение последующих месяцев.
А в апреле 2012 года Ассанж взял интервью у Рафаэля Корреа для своего телепроекта «Завтрашний мир» и выдал его в эфире русского пропагандистского канала RT. Он стал пиарить президента. Затем, в течение нескольких последующих месяцев, готовилась почва для его переезда в лондонское посольство.
В следующие годы Ассанж решил публиковать все сам, без проверки информации. Тогда крупные СМИ, такие, как The Guardian и The New York Тimes, перестали с ним работать, так как он перестал быть источником информации, заслуживающим доверия.
Изменился и он сам. Из журналиста — символа свободы слова, Джулиан превратился в манипулятора и эгоиста. Не проверял выдаваемые факты, «сливал» свои источники. Потом стал играть в геополитические игры с власть имущими, потерял свою независимость, и в конечном итоге стал «оператором» русских в их манипуляциях против Хиллари Клинтон во время американской президентской компании.
Долгое пребывание в закрытом пространстве плохо повлияло на его психическое и физическое состояние. У него мания преследования, ему кажется, что его вот-вот экстрадируют в США, что из здания напротив за ним постоянно ведется слежка… Джулиан время зависит от других — в плане питания, одежды и многого другого. Он боится заболеть раком, из-за невозможности провести ему необходимые исследования – потому что врачи боятся приходить к нему в посольство…
Еще в июле текущего года я опубликовал на своем портале Codigo Vidrio материалы, подтверждающие факт встречи Джулиана Ассанжа с Ромми Вальехо — шефом разведведомства Эквадора 22 декабря 2017. Материал был подкреплен фотографиями этой продолжавшейся чуть более трех часов встречи, и снимки были предоставлены мне моим источником. Когда я опубликовал свой материал, я еще не знал, для чего именно Вальехо ездил в Лондон. Впоследствии он в интервью со мной признал факт встречи с Ассанжем, хотя и обосновал ее тем, что хотел проверить, как функционирует система безопасности.
The Guardian, опубликовавшая в сентябре новость о готовившейся попытке эвакуации Ассанжа из посольства с участием русских, также упоминает, что, предположительно, Вальехо прибыл в Лондон, чтобы руководить этой операцией. Но она была отменена в срочном порядке, из-за ряда обстоятельств. И хотя выводы The Guardian являются предположениями, они не подтверждены документально – но сейчас, в свете новых событий, все становится на свои места.
Думаю, что документы для вывоза Джулиана были уже готовы. Факт, что предыдущие дни были для австралийца очень насыщенными. 20 декабря прошлого года эквадорское правительство попросило Великобританию предоставить Ассанжу дипломатический статус, для возможности покинуть посольство, в чем Эквадору было отказано.
Ромми Вальехо прибыл 22 сентября примерно в полдень. Встреча произошла в комнате для собраний посольства. Тем не менее, визит не был зафиксирован в журнале посольства — по мотивам безопасности, как утверждают мои источники. Как всегда, зная, что его записывает камера, Ассанж – знаток подобных ситуаций — подошел к музыкальному центру, поймал «пустую» радиочастоту, и увеличил громкость. Он создал «белый шум», чтобы диалог не мог быть записан.
— Как вы думаете, что там произошло? Операция могла сорваться в последний момент?
— А почему бы и нет? Просто весь «пазл» сходится. Ассанж получает эквадорское гражданство 12 декабря. 19 декабря его назначают первым секретарем посольства в Москве. 20 декабря просят Великобританию предоставить ему дипломатический статус. 22 декабря Ассанж и Вальехо встречаются в посольстве. Вряд ли они просто пили чай! Тем более, что сам Вальехо приехал в Лондон из Испании, где находился вместе с президентом Морено, исключительно для встречи с Джулианом Ассанжем.
— Зачем он нужен русским?
— Им невыгодно, чтобы Ассанж оказался в США. Если австралиец начнет рассказывать о своем «участии» в президентских выборах — то может «утопить» президента Трампа (а, сореее, высветить вмешательство России - ЭР).
— А какую роль, по-вашему, в операции сыграл Фидель Нарваэс, бывший секретарь посольства Эквадора?
— Без сомнения, это ключевая фигура во всей истории и связующее звено между правительством Эквадора и WikiLeaks. Он близкий друг Ассанжа, человек, знавший его до посольства, рисковавший должностью и головой для него. На мой взгляд, он наивен и доверчив. Фидель – последователь Корреа, свято уверовавший в антиимпериалистическую борьбу, и он действительно считает Ассанжа защитником прав и свобод. Не знаю, получает ли он втайне что-то за свою работу от WikiLeaks (или от России - ЭР), но вспомните, что именно он снабдил Сноудена, без ведома дипслужб, «пропуском» в Россию! За что и был отстранен от должности. Вполне возможно, что он пытается спасти так же и Джулиана… Это эквадорец, который знает об Ассанже больше всех. Сейчас он живет в Лондоне, так как его жена и дети — британцы, но, думаю, вскоре ему в визе откажут за помощь Ассанжу.
Да и наше правительство также, вероятнее всего, вскоре отберет у Ассанжа эквадорское гражданство.
— Почему?
— Он стал неудобен для президента Морено по нескольким причинам. Во-первых, правительству нужны новые ресурсы и кредиты, вот Ленин Морено и обратится за ними в США – а те оказывают жесткое давление, принуждая его положить конец этой истории с посольством, в обмен на помощь от США. Во-вторых, Ассанж стал слишком много высказываться на темы США, Испании, выборов в Каталонии, а также сильно критиковать нынешнее правительство. А его статус политического беженца этого не позволяет, он вынужден был подписать договоренность о невмешательстве в политику.
В общем, в этой игре три главных силы, которые перетягивают на себя канат: Россия, США и Великобритания. Эквадор всего лишь оказался между ними…