Общественно-политический журнал

 

В России вынесен приговор 19-летнему украинскому юноше Павлу Грибу, ранее похищенному Россией в Беларуси

Северо-Кавказский окружной военный суд в Ростове-на Дону приговорил к шести годам колонии общего режима гражданина Украины Павла Гриба, обвиняемого в подстрекательстве к совершению теракта.

По версии обвинения, в 2017 году Гриб переписывался в соцсетях со старшеклассницей из Сочи, уговаривая ее, якобы, взорвать бомбу на выпускном вечере 30 июня, а затем бежать из России.

Гриб заявляет о своей невиновности. Приговор пока не вступил в силу - адвокат осужденного Марина Дубровина заявила, что он будет обжалован.

"Суд опирался на доказательства, полученные с нарушением закона. Приговор будем обжаловать", - цитирует адвоката Интерфакс.

Дубровина сообщила также, что ее подзащитный объявил голодовку. "Он не согласен с тем, что ему не оказывают помощь и не пускают к нему врачей из Украины. Он официально заявил, что объявил голодовку. Пока будет пить только, так как это необходимо", - сказала адвокат.

Министерство иностранных дел Украины выразило протест России в связи с решением суда и потребовало отменить приговор. В заявлении украинской стороны обвинения, предъявленные Грибу, названы сфабрикованными.

"Требуем немедленно отменить незаконный приговор по делу Павла Гриба, предоставить постоянное медицинское сопровождение, обеспечить его освобождение и беспрепятственное возвращение на Украину", - говорится в заявлении на сайте украинского МИД.

19-летний украинец Павел Гриб пропал на территории Беларуси 24 августа 2017 года. О его пропаже сообщил его отец - бывший пограничник Игорь Гриб. По его словам, 24 августа, в день независимости Украины, его сын выехал в белорусский Гомель, где должен был встретиться с девушкой из России, с которой познакомился в соцсетях. Однако после пересечения границы Белоруссии молодой человек пропал.

По словам Игоря Гриба, водитель автобуса, в котором ехал его сын, подтвердил, что он вышел на автовокзале в Гомеле.

Только через 14 дней ФСБ России предоставило украинским дипломатам информацию, что Павел Гриб находится в СИЗО в Краснодаре. Его задержали по обвинению в том, что он якобы готовил взрыв в одной из школ Сочи.

4 июля во время этапирования из Краснодара в Ростов-на-Дону Гриб, по словам адвокатов, был избит, а в СИЗО подвергается постоянным издевательствам. Федеральная служба исполнения наказаний 5 июля заявила, что при осмотре у Павла Гриба не было найдено гематом и ссадин, а также оценила его состояние как удовлетворительное.

Адвокаты Гриба утверждают, что молодого человека похитили российские силовики. Девушка, на встречу с которой в Гомель поехал Павел Гриб, рассказала белорусским журналистам, что ФСБ провела обыск у нее дома в Сочи и заставила организовать встречу с Павлом.

По ее словам, она предупреждала украинца об опасности, но он все равно поехал в Гомель, который сам выбрал местом встречи. В интервью белорусским журналистам девушка рассказала, что едет в ФСБ для беседы. После этого она перестала выходить на связь.

Близкие считают, что Павел Гриб мог попасть в поле зрения российских правоохранительных органов из-за его взглядов. По словам отца, его сын высказывался в соцсетях по политическим вопросам, но не имел отношения к вооруженным силам Украины или добровольческим батальонам и не ездил в Донбасс.

Семья Гриба обратилась с заявлением в Европейский суд по правам человека с жалобой на действия российских властей. Павел Гриб страдает врожденным заболеванием - синдромом портальной гипертензии. В условиях заключения в СИЗО его болезнь обострилась.

Результаты медобследования показали, что у Павла Гриба осложняется хроническая болезнь печени. В частности, у него повысилась портальная гипертензия, обнаружен цирроз печени и ослаблена свертывающая функция крови. В случае дальнейшего пребывания в заключении у украинца может появиться кровотечение из язв желудка и вен пищевода. Это критически опасно для его здоровья и жизни, заключил доктор киевского мединститута им. Богомольца Василий Притула еще в декабре 2018 года, после сообщений о значительном ухудшении состояния здоровья Павла Гриба во время судебного заседания по его делу.

По словам родственников, Гриб практически потерял зрение и у него начались проблемы с памятью. В свою очередь российский омбудсмен Татьяна Москалькова заявила, что обвиняемый находится под контролем врачей.

В последнем слове на заседании в четверг Гриб напомнил суду о пытках при задержании и заявил, что отвергает все обвинения.

Адвокат Гриба Марина Дубровина:

– Я думаю о том, насколько судебный процесс был беспристрастным и справедливым, мы поймем из текста приговора, на который ссылался суд. На наш взгляд, суд принял целый ряд доказательств, которые являются недопустимыми. И самое главное, что суд не удовлетворил ходатайство Павла о вызове в суд ключевого свидетеля обвинения, то есть Татьяну Ершову. Она была заслушана в зале судебного заседания путем видеоконференции. При этом она плакала, несколько раз выходила из зала суда, заходила. Сам Павел считает, что это совершенно другой человек. Он тоже ее видел один раз всего в живую. Поэтому сложно сказать, между кем и кем велась переписка. Потому что Павел считает, что после замены аккаунта переписка велась с сотрудниками ФСБ. (то есть, ФСБ фактически создавала это дело - ЭР)

Отец Павла Гриба Игорь Гриб в интервью радио Свобода заявил, что его сына фактически приговорили к смерти в заключении:

– Для Паши это смертный приговор. Его болезнь, нахождение за решеткой, это прямой путь к могиле. Ему необходима срочная медицинская операция, мы кричим об этом на каждом шагу. Эту операцию ему надо было делать еще два года назад, еще перед тем, как его выкрали из Беларуси. У него постоянно держится температура. На последних пяти судебных заседаниях ему вызывалась скорая помощь. Про что тут говорить? Он просто умрет!

–​ Полтора года прошло с момента похищения вашего сына. Можно ли сказать, что вам удалось окончательно прояснить для себя все обстоятельства произошедшего?

– У нас есть на руках дело. Оно же не секретное. Мы видим, на основании чего выдвинуто обвинение. Абсурдное обвинение, без всякой доказательной базы. Какие-то переводы каких-то скриншотов, которые нам не показали. Если показать это дело людям, которые хотя бы немножко разбираются в юриспруденции, видно, что дело шито белыми нитками, что все в нем сфальсифицировано.

–​ В деле фигурирует переписка Павла с девушкой, с которой они якобы обсуждали теракт в школе и на встрече с которой его похитили. При этом, насколько я понимаю, в деле фигурирует перевод этой переписки на русский язык, а оригинала, где Павел пишет по-украински, так никто и не видел.

– Да. Это, так называемый, "суд", другого слова я не могу подобрать. Комментировать это судилище у меня нет ни желания, ни сил.

–​ Почему, как вы думаете, ФСБ вообще выбрала своей мишенью вашего сына, 19-летнего парня, фактически беззащитного?

– Об этом надо спросить у ФСБ. У нас есть несколько версий, но я не буду их рассказывать. Только они знают, почему. Задайте им вопрос, может быть они ответят.

По версии гособвинителя Алексея Ханени, Гриб с конца марта до 15 мая 2017 года склонял к совершению теракта жительницу Адлерского района Сочи Татьяну Ершову, общаясь с ней во "Вконтакте" и Skype. Обвинение считает, что Павел Гриб являлся сторонником партии "Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона" (УНА-УНСО), которая в России признана экстремистской и запрещена.

По мнению гособвинителя, виновность Павла Гриба доказывается показаниями свидетелей обвинения, протоколами обысков у Татьяны Ершовой, перепиской Гриба с Ершовой и результатами экспертиз. Адвокат Марина Дубровина настаивает, что к аккаунту Павла Гриба в Skype имели доступ другие люди.

По версии Следственного комитета, Гриб склонял знакомую взорвать самодельную бомбу на выпускной линейке в сочинской школе. Девушка позднее призналась журналистам, что пригласила Гриба на встречу под давлением ФСБ.

Киев требует освобождения украинского гражданина и говорит о провокации российских спецслужб.

ЕС требует немедленно освободить осужденного в РФ украинца Павла Гриба

ЕС требует у России немедленно освободить из-под стражи гражданина Украины Павла Гриба и предоставить ему доступ к специальному медицинскому обслуживанию, в котором он нуждается.  С таким заявлением выступила в Брюсселе в пятницу, 22 марта, пресс-секретарь верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Майя Косьянчич.

Указывая на то, что состояние здоровья Гриба с момента его задержания постоянно ухудшалось, представитель ЕС Майя Косьянчич потребовала от российских властей его немедленного освобождения.

"Пока он находится под стражей, украинским врачам должно быть позволено навещать его в соответствии с правилами Европейского суда по правам человека", подчеркивается в заявлении дипломатической службы Евросоюза.