Общественно-политический журнал

 

Израиль нанес удар по позициям иранских военных в районе Алеппо

Израиль нанес удар по позициям иранских военных в районе Алеппо. Заявлено, что сирийская ПВО успешно отбила атаку неопознанных самолетов. Израиль по своему обыкновению происходящее не комментирует, поэтому достоверно узнать о нанесенном ущербе сложно.

Ситуация на самом деле вызывает ряд вопросов. Фактически зона, которую обозначают, как "особожденную" территорию под управлением Асада, контролируется самим Асадом лишь в пределах его президентского дворца. Точечно на ней представлены российские военные, а вот базы КСИР и проиранских формирований, напротив, весьма густо.

Причин для союзничества между Кремлем и Тегераном в Сирии практически не осталось, теперь на повестке дня - жесткое соперничество, усугубляемое тяжелым экономическим положением у обоих интервентов. Естественно, что они стараются перевести сирийскую войну на самоокупаемость, беспощадно грабя оккупированные территории. Здесь находится первый узел противоречий, и значительная часть столкновений между российскими и иранскими военными и прокси связаны как раз с переделом участков, на которых возможно поживиться. Крупные игроки спорят за месторождения фосфатов, газа, инфраструктурные объекты, полевые командиры подкармливают свои бандформирования мелким гешефтом: банально ставя блок-посты на перекрестках и собирая дань с проезжающих. По некоторым оценкам, проиранские террористы собирают на въезде в Алеппо до 50 тысяч долларов ежедневно, что примерно совпадает по порядку величины с доходом, который получал ИГИЛ на въезде в Мосул - там оценочно в казну группировки шло порядка 70 тысяч долларов в сутки. Полтора миллиона долларов в месяц - серьезные деньги на Ближнем Востоке, в особенности в разоренной войной Сирии. На отдельных оживленных перекрестках в сутки доход может составлять до 10 тысяч долларов в день. Понятно, что делить есть что и есть за что воевать. Последние сообщения о столкновениях между пророссийскими и проиранскими террористическими группировками пришли несколько дней назад из Латакии.

Второй узел противоречий между Ираном и Кремлем - газ. Планы Ирана на подключение к проекту ТАНАП никуда не деваются. Сейчас произодство газа в Иране стагнирует, у него просто нет объемов, которые он может поставлять на экспорт. Собственно, ему и на внутренний рынок не очень-то хватает. Дефицит энергии в Иране - данность, которая съедает ежегодно от полутора до двух процентов ВВП, недополучаемого из-за проблем с нехваткой энергии. Но в случае технической (и, конечно, политической) возможности начать экспорт газа в Европу в отрасль начнут поступать средства, которые реанимируют стагнирующую газодобычу. "Шиитский полумесяц" - это проект КСИР, одной из подоплек которого является прокладка коридора в Европу.  Не стоит забывать, что Иран и Катар на пару владеют крупнейшим в мире месторождением Южный Парс/Северный, и если Иран получит возможность экспорта, газ у него найдется, и в огромных количествах.

Понятно, что для Кремля вся эта история - игра с огнем. Его проект Турецкого потока и без того висит на грани - одна экспортная труба вряд ли вообще сумеет окупить затраты на строительство и эксплуатацию проекта, а если добавить к ней еще и войну в Сирии, то проект уже убыточен навсегда. Пока убытки сбрасываются на бюджет, который и оплачивает сирийскую авантюру. Однако если Иран решит проблему подключения к ТАНАП (хотя это будет точно не завтра), то Газпром начнет испытывать на южном направлении колоссальную конкуренцию. Кстати, буквально только что заявлено, что Газпром снова вернется к закупкам туркменского газа - во-первых, у него уже просто недостаточно газа, чтобы наполнять все трубы, которые построены, а во-вторых, отбор туркменского газа снижает риски договоренностей Туркмении с тем же самым ТАНАПом, который испытывает дефицит газа.

Ну, и, наконец, стоит вспомнить, что КСИР - это структура, которая владеет почти третью иранской экономики и полностью ее контролирует. Поэтому газовые проекты Ирана - это в том числе и частные проекты влиятельной группы иранского истэблишмента. Который объективно является конкурентом преступных группировок в России, контролирующих и экспорт углеводородов и одновременно государственную политику на этом направлении. Влияние и той, и другой ОПГ настолько значительны, что и Иран, и Россия ведут войну в Сирии в их интересах. Понятно, что в вопросах газового транзита в Европу эти криминальные структуры - конкуренты, и никаких союзнических отношений, кроме как по сугубо тактическим вопросам, между ними нет и быть не может. И пусть пропагандисты захлебываются в славословиях нашему иранскому союзнику, но как только поступит команда - они тут же переключатся на тему государства-спонсора терроризма (что, кстати, не сильно далеко от истины).

Возвращаясь к ночному удару Израиля - у Израиля в данном контексте картина мира гораздо проще. Он вынужден бомбить иранские объекты в Сирии просто потому, что Иран фактически оккупировал часть этой бывшей страны, а надежд на юркого и вертлявого партнера в Кремле в плане повлиять на планы КСИР немного. Поэтому, если хочешь что-то сделать хорошо - сделай это сам. Вот израильтяне и бомбят базы террористов в районе Алеппо, ничего личного.

Анатолий Несмиян