Вы здесь
Москва намерена разместить стратегические бомбардировщики в Венесуэле на постоянной основе
Как сообщают российские СМИ, Москва рассматривает возможность размещения стратегических бомбардировщиков на постоянной основе в Венесуэле (это то, что наиболее необходимо обеим странам в данный момент? - ЭР). Утверждают, что было достигнуто негласное соглашение между Москвой и Каракасом о размещении российских самолетов на военной базе на венесуэльском острове Ла Орчила в Карибском море.
Ситуация усугубляется тем, что Россия и США обвиняют друг друга в попытке воздействовать на ситуацию силовым путем. И эти обвинения достаточно серьезны. Президент США Дональд Трамп заявил, что «Россия должна уйти» из Венесуэлы, а советник по национальной безопасности США Джон Болтон назвал Венесуэлу, Кубу и Никарагуа — тройкой, в которой правят тираны. В свою очередь, замминистра обороны РФ Андрей Фомин заявил, что США готовят сценарий силового вторжения в Венесуэлу.
Данная ситуация начинает разительно напоминать карибский кризис 1961, когда Россия решила поставить свои ракеты на Кубу. Тогда только несколько дней отделяло мир от ядерного кошмара. Однако, похоже, что обе стороны это мало чему научило и они возвращаются к худшим временам эпохи «холодной войны», переворотов и контрпереворотов.
Сегодня, правда, приняты более политкорректные формулы типа «гибридных войн» и «цветных революций». Эта тема, кстати, будет в центре крупной международной конференции по безопасности, которая пройдет в Москве 23-25 апреля.
США тщательно оберегают «доктрину Монро», сформулированную в XIX веке, о том, что все происходящее в обеих Америках являются внутренним делом США.
В то же время, Россия, как ранее Советский Союз, делает все возможное, чтобы закрепиться на американском континенте. Однако, кроме неудавшейся чилийской попытки, ей так и не удалось надолго закрепиться ни в одной из латиноамериканских стран. Лишь на Кубе, а затем и в Никарагуа им удалось создать дружественные режимы.
Однако Россия упорно продолжает геополитическую линию СССР, пытавшуюся участвовать в мировых конфликтах на всех континентах от Америки до Азии. Как и СССР, Россия практически не извлекла из этого ни геополитических, ни геоэкономических дивидендов. Напротив, долги многочисленных диктаторских режимов были списаны.
Однако с ростом экономической мощи России, вызванной подъемом цен на нефть, Кремль вновь вернулся к идее биполярного мира, выдаваемого за многополярный.
Все вторжения в XXI веке были начаты Россией, чтобы вызвать или предотвратить изменение режима: Путин вторгся в Грузию в 2008 году, в Крым и в восточную Украину — в 2014 году, а также вмешался в гражданскую войну в Сирии. Сейчас то же самое происходит в Венесуэле.
Хотя в распоряжении двух стран имеются открытые дипломатические каналы, они пока не приходят к соглашению в этой взрывоопасной ситуации. Лишь несколько дней назад спецпосланник администрации Трампа в Венесуэле Эллиот Абрамс встретился в Риме с замминистра иностранных дел России Сергеем Рябковым. Однако эти переговоры не достигли своей цели.
Ситуация усугубляется тем, что в отличие от карибского кризиса, в Венесуэле вместе с Россией действуют Китай и Иран. И хотя большинство крупнейших латиноамериканских стран отказали в поддержке Мадуро, альянс России, Китая и Ирана представляется вполне боеспособным.
Некоторые эксперты, как например доктор Иржи Валента, старший научный сотрудник Центра стратегических исследований Бегина-Садата, даже предлагают предоставить членство в НАТО Бразилии. Возможно, в противовес членству Бразилии в БРИКС (экономическому союзу, в который входят Бразилия, Россия, Индия и Китай).
Эксперт также напоминает меморандум известного дипломата Джона Кеннана от 1950 года, в котором он подытожил свое мнение о том, как США должны подходить к Латинской Америке, чтобы не допустить роста советского влияния.
Кенан писал, обращаясь к странам Латинской Америке: «Мы предлагаем вам то, что, возможно, никакая великая держава не предлагала своим соседям: самое скрупулезное уважение к вашему суверенитету и независимости, добровольный отказ от применения силы, самые разные формы сотрудничества. Но условием этого благоприятного отношения является то, что вы не превращаете свои страны в очаги угроз против нас».
Действительно ли, как полагают некоторые политологии, 30-летний цикл глобализации завершился, и нас ожидает эпоха отхода к национальным государствам, блоковой политике или мир сможет сделать шаг к новому детанту и разрешить «конфликт цивилизаций» цивилизованным путем.