Общественно-политический журнал

 

Война между США и Ираном, возможно, и не начнется, но конфликт уже разворачивается

Ближний Восток затаил дыхание, пытаясь понять из серии заявлений и решений, что происходит в Вашингтоне: удастся ли «ястребам» во главе с советником по национальной безопасности Джоном Болтоном и госсекретарем Майком Помпео втянуть США в войну с Ираном? И какую позицию займет президент Дональд Трамп, который годами был против дальнейшей военной активности США в этом регионе?

Пока что сигналы противоречивы. Развертывание авианосной флотилии в Персидском заливе на прошлой неделе можно считать эскалацией напряженности, хотя, вероятно, это было запланировано еще несколько месяцев тому назад. Затем в Катар прибыли четыре американских бомбардировщика В-52 вместе с другими боевыми самолетами. Во вторник «Нью-Йорк таймс» сообщила о планах военных действий, которые рассматриваются Белым домом, включая возможность отправить на Ближний Восток до 120 тысяч военнослужащих.

Никому не понятно, что это все означает, но Ближний Восток не ждет. В течение трех дней уже поступили сообщения о диверсии против четырех нефтяных танкеров у побережья Объединенных Арабских Эмиратов. Потом поступила новая информация об атаке беспилотников большой дальности, осуществленной проиранскими повстанцами-хуситами, которая нанесла такой ущерб нефтепроводам Саудовской Аравии, что их пришлось временно отключить.

Война между США и Ираном, возможно, не начнется, но конфликт уже разворачивается.

Если ситуация продолжит обостряться, вряд ли это приведет к фронтальным сражениям двух армий. У Ирана нет никаких иллюзий, что его армия, оснащенная устаревшим оружием, имеет какие-то шансы противостоять сверхдержаве в лобовом столкновении. Иран готовится совсем к другой войне.

Ормузский пролив, через который транспортируется около 40 процентов нефти-сырца в мире, и йеменско-саудовская война являются лишь двумя направлениями из многих, на которых Иран может бросить вызов Соединенным Штатам и их союзникам.

Другие потенциальные «горячие точки» находятся в Ираке, Сирии, Ливане, Газе и даже в таком отдаленном от Ближнего Востока регионе, как Латинская Америка, где иранские спецслужбы и «Хизбалла» сохраняют свое присутствие на протяжении десятилетий.

У администрации Трампа сейчас немало дел помимо Ирана: борьба за свержение режима Мадуро в Венесуэле; противостояние с Северной Кореей после провала переговоров Трампа и Ким Чен Ына; и, конечно же, торговая война с Китаем.

Иран гораздо больше сосредоточен на разрушении американских планов и проводит свою кампанию на нескольких аренах с начала 1980-х годов. Могут ли Соединенные Штаты уделить достаточное внимание Ирану, особенно при печально известном своей беспечностью Трампе?

Это было бы непросто даже для гораздо лучше организованной администрации. Четыре года назад правительство Обамы приложило огромные усилия и вложило политический капитал в «ядерную сделку» с Ираном. Как только был достигнут некоторый успех в области контроля над вооружениями – ограничение ядерного развития Ирана в обмен на ослабление санкций, администрация Обамы в значительной степени покинула все другие фронты противостояния Ирану, что позволило аятоллам расширить свое присутствие в Ираке и вместе с режимом Асада, а затем и Россией, завалить Сирию сотнями тысяч трупов, чтобы спасти кровавый режим от падения.

Стратегия «прежде всего ядерная сделка» также сыграла свою роль в образовании вакуума, который позволил ИГ расширить свой халифат.

Трамп вышел из соглашения с Ираном год назад, но его команда, по сути, повторяет ошибку Обамы. Концентрируясь на возможной прямой военной конфронтации, они отвлекают внимание от других мест, где Иран продвигает свои интересы.

Только один наглядный пример: Америка перебрасывает военные силы в Персидский залив, что позволяет режиму Асада и его союзникам добивать последних повстанцев в Сирии в ходе воздушных и наземных атак, ежедневно убивая десятки мирных жителей. Вместо того, чтобы рисковать полномасштабной войной, которая потребует огромных ресурсов, поставит под угрозу глобальные поставки энергии и почти наверняка не приведет ни к каким результатам, если не будет продолжаться вплоть до свержения режима в Тегеране,  Соединенным Штатам лучше бы  спасать жизни, разрушая региональные планы Ирана и противодействуя распространению российского влияния на Ближнем Востоке.

Согласованные усилия по урегулированию кризиса в Газе или обузданию влияния «Хизбаллы» в Ливане также бросят вызов Ирану, не прибегая к войне, и будут пользоваться поддержкой союзников Америки.

А пока именно Иран выбирает время и место, чтобы бросить очередной вызов Америке.

Аншель Пфеффер