Вы здесь
Этюды о старости
Старость. Согласно каноническому мифу это цикл мудрости и миросозерцания. Во многих культурах существуют культы седин. Старик – синоним Старейшины. А Старейшина - кладезь опыта и пророческих предчувствий. Хотя частенько опыт таков, что лучше бы его вовсе не было. Считается, будто с возрастом исчезает суетливость и приходят мысли о Главном. Что наконец-то руки протянутся к книгам, тоскливо оккупировавшим на долгие десятилетия полки домашних библиотек и будут прочитаны. Что зазвучит в квартире музыка и зазвучат поучительные беседы с отпрысками о Самом Важном. И вообще в душе старика воцарит умиротворение, а в манерах – неспешность и вальяжность.
И это притом, что на уровне простого здравого смысла ясно, какое это глупое заблуждение, блажь. Во-первых, с чего бы старику умнеть, если вместе с телом дряхлеет обычно и мозг. Во-вторых, портятся вместе с ними и характеры, и даже приличные люди становятся раздражительными, склочными, обидчивыми, мстильными. Что отнюдь не благоприятствует образу невозмутимого мудреца. В-третьих, да и сами старики как чумы боятся глубоких и тяжелых дум, погружений в сущности. Хотя бы потому, чтобы не выползала из них тема Косой с косой.
А потому их заботы и образ жизни совсем не тот, что рисуют блаженные стереотипы. Для большинства стариков старость – это когда каждое утро ты озабочен тем, чем убить время. Рефлексию при этом испытываешь не из приятных: чувствуешь себя убийцей часов и минут, которые итак стремительно тают. Да еще и с горечью осознаешь бессмысленность и фальшь тобою напридуманного. Спрашивается, ну зачем тебе забивать голову информацией, книгами, фильмами, когда и собеседников-то почти не осталось? Зачем изучать новый язык, понимая, что не осилить? Зачем спортивные истязания, если на твое тело уже смотреть избегают? Зачем все новые напряги с утомительными путешествиями, когда пресыщенная душа уже устала удивляться и восхищаться? Зачем? Зачем? Зачем?
Ответы всегда подобрать можно. Но в них – тоже фальшь. Зарядка и пробежки необходимы для здоровья. А зачем тебе здоровье? Чтоб дольше прожить. А зачем дольше? Умрешь годом раньше, годом позже – какая разница? Ты ведь итак все делаешь для того, чтобы остатки лет проскочили как можно незаметней!
Зачем тебе эти ядовитые политические хроники? Чтобы быть в курсе, иметь точку зрения, не выглядеть дикарем. Перед кем не выглядеть? Перед друзьями, знакомыми, перед самим собой. Но ведь знакомые итак тебе цену уже давно установили? Тем более - сам себе? Если ты скажешь, что тебя это не интересует, что не включаешь ящик – это куда более естественно. И тебя поймут.
Для чего запоем читаешь без особого разбора? Чтобы поразмыслить. Для чего тебе поразмыслить, когда ты уже знаешь, что жизнь – процесс и только? У него нет цели, нет смысла, есть только кайф от ощущений. Есть задачи, продиктованные процессом выживания. И есть амбиции в виде выдуманных высоток, которые нужно взять боем, чтобы ощутить сладость побед. Или горечь поражений. Потому что ощущения нужны организму так же, как воздух. Значит – ради кайфа. Но как его получишь, если во всем сомневаешься, все отравляешь скепсисом и цинизмом знаний?
И никуда ты не спрячешься от этих ехидных вопросиков. В конце концов скажешь себе. Сдаюсь. Все это – лишь способы убить время, Чтобы не мучиться кошмарами тягостных воспоминаний и ожиданий.
Вот почему выход на пенсию для многих – стресс. Результат выпадения из полноценной социальности. Проще говоря, из организованного пространства, где почти все у тебя расписано. Работа, карьера, референтные группы общения, семейные хлопоты…И вдруг наступает момент, когда выпадает как минимум восемь часов самого активного бытия. Причем в ситуации, когда и семейные хлопоты резко сужены: домашний быт налажен, дети выросли и в заботе не нуждаются. Более того, они только и желают, чтобы их своим вниманием не докучали. На карьере тоже поставлен крест – как на деловой, так и на социальной. Вдруг ты оказываешься в положении, когда самая желанная твоя форма существования для окружающих – когда ты забился в норку, из которой тебя не видно и не слышно. То есть формально живой, а неформально – лишь тень.
Впрочем, думаю, что социологические опросы в данном случае правдивой статистики не дадут. Потому что вступает защитная реакция – бодрячество.
Бодрячество в старости – это форма приличия в ответ на ожидаемое поведения. И одновременно панцирь для самолюбия. Ведь те, кто помоложе, всячески подают сигналы, что готовы терпеть уродства увядания лишь в том случае, если старик «берет себя в руки» и «ведет себя достойно». Не раскисает, не скрипит о болячках, не жалуется на одиночество и свою ненужность, не завидует молодым, не философствует о бессмысленности жизни. Пусть лучше он будет пустобрехом-общественником, туристом, на худой конец - заядлым рыбаком. Главное, чтобы демонстрировал крепость и проявлял жизнерадостность, цитируя шлягер :«мои года - мое богатство». Старики принимают такой стиль самообмана и самопожертвования еще и потому, что тем самим они и себе облегчают существование. Не позволяют раскисать. Я говорю с усмешками о своих недугах, чтобы не отпугивать ими посторонних – у них и своих проблем хватает. Я сделаю все, чтобы не создавать дискомфорта детям. Я напридумываю себе кучу пустых занятий, чтобы отвлечься от старости. А на провокационный вопрос про страх перед пенсией предпочту покривить душой встречным вопросом: а чем плохо отдыхать? Какой смысл исповедоваться: разве это поможет вернуть мне работу?
Этот страх перед новым состоянием заставляет многих отчаянно бороться за сохранение рабочего места – даже если материальный фактор не актуален. Либо заранее подготовить себе его замену. Самый распространенный вариант: дачка, огород, пасека и т.п. Кто-то довольствуется рыбалкой или охотой. Кто-то становится нянькой для внучат. Иные придумывают хобби в виде ручного ремесла, надеясь с его помощью еще и подзаработать: шьют, вяжут, собирают старые автомобили или ремонтируют компьютеры, режут, рисуют, ваяют, испражняются в литературной словесности…Словом, заменяют работу на эрзац-работу. Причем, желательно, такую, которая бы заставляла подчиняться расписанию: рано поднимала с постели и награждала усталостью. Такую, чтобы сам ее процесс занимал и мысли, и эмоции.
Проблема старости состоит еще и в том, что людям свойственно мнить, будто в жизни есть скрытая цель, некий смысл, долг, предназначение. И что в процессе жизненного опыта они раскрываются по восходящей. Пусть не до конца, пусть остается завеса тайны, но все же к старости приходят озарения. Во всяком случае, даже самый тупой и невежественный человек начинает хоть изредка, хоть смутно ощущать некий зуд вопросов. Для чего я живу? А так ли я живу? А не пора ли начать жить иначе?
Но легко сказать - жить надо иначе. Крупнее. Емче. Проникновеннее. Честнее. Свободнее. Не растрачиваясь по пустякам… А что это означает практически? Стать аскетом, братом Терезой? Или наоборот – гурманом, ценителем еды, искусства и словесности? Читать только философских авторов или Библию? Сократить круг общения до приятных тебе людей? Сменить жилище, уйти в леса, к земле? Отправиться странствовать по свету? Что это за образ жизни в деталях: от рассвета до подушки? Даже при всем желании нарисовать его непросто. Тем более - сконструировать. Потому как что ни шаг – преграды: семья, ресурсы, здоровье, привычки, И при этом вопиющая фальшь, комичная нелепость замысла, в котором нет ни четкой идеи, ни органического желания. Этакое примитивное толстовство в 21 веке…
Некоторые уходят в религию. Думаю, что такой выбор во многом обусловлен тем, что в ней – готовая обитель. Это пласт культуры и социума, организованный и накатанный, емкий для фантазий и мотиваций, и не требующий радикальных перемен в образе жизни. Не надо ничего выдумывать, изобретать, насиловать себя и близких. Она даже не ставит тебя в позу, так как вполне умещается в рамки стандартного общества. В то же время религия – прибежище для слабых, растерянных, страдающих тяжелыми недугами и нерешительных. Ведь она обещает покровительство и силу – хотя бы за счет вступления в «партию верующих». Кроме того, дает массу занятий – и умственных, и двигательных.
Наверное, есть люди, которые искренне пришли к Богу, восприняв образ жизни праведников как способ своего самовыражения. Но их – песчинки в пустыне. Особенно в армии профессиональных служителей. Потому как искренняя вера очень интимна. Ей не нужны обряды, не нужны свидетели и собеседники. Те, кто свою набожность проявляют в дискуссиях, нуждаются в собеседниках – это уже эрзац. Общение с Богом – акт индивидуальный, свидание души.
Остается одно: принять фальшивую суету. Так называемую «теорию малых радостей». Не потому, что она менее фальшива. А хотя бы потому, что та фальшь более практична. И уютней. При том, что в принципе равнозначна в своей искусственности, выдуманности любым потугам на предмет возвышенного способа сойти в землю. Ну и что с того, что твое ехидное подсознание хихикает, подтрунивает над тобою, напоминая, что состригаешь свое время косой бессмысленных развлечений? С таким же «успехом» ты, батенька, будешь убивать свой остаток душевными терзаниями по грехам, несостоявшимся возможностям и головоломками над миссией человечьей.
Здесь придумки - там придумки. Тут хотя бы есть удовольствия и живые ожоги от самих занятий, наркотический эффект от поглощения в них. Смотришь талантливый фильм – и растворяешься в его виртуальности. Слушаешь музыку – и сливаешься на кои-то миги с ее полетом. Отравляешь себя новостями – и искренне негодуешь/радуешься за белых или за красных, ловишь кайф от спора с воображаемым или живым инакомыслием.
Да, ты ведешь себя не по возрасту - по-ребячески. Как шнурок - смешон и несолиден. Так вот и сдохнешь невзначай оттого, что переволновался, реагируя на чью-то гадость за тысячи верст. Или от запаха книжной сирени, от тоски итальянской канцоны. Но таким образом слететь с карусели – может это как раз и то, что надо. Ведь недаром поэт заметил, лучше сгореть от молнии, чем тлеть на ветру.
Комментарии
Друг мой, мне тоже много лет.
Друг мой, мне тоже много лет. Как специалист, скажу: у тебя - явные признаки деменции. Почитай о её симптомах и ты всё поймёшь. Всю эту заумь ты выложил, чтобы отодвинуть подальше собственные мысли о неминуемом. Не стоит всё так вот обобщать. Не нужно всё и всех подгонять под свои представления о жизни. Мир пожилых людей, тебя окружающих, тебе неведом... Вероятно, сам ты очень одинок. Мне тебя искренне жаль...
Мне тоже много лет и, судя по
Мне тоже много лет и, судя по вашему комментарию, можно согласиться, что вы действительно специалист по деменции - все симптомы, с надменной категоричностью.
А старость всякая бывает, в разные дни и по-разному.
Пожалуйста, простите меня.
Пожалуйста, простите меня. Этим утром проснулся и понял, что не прав. Но, Вы уж не публикуйте больше таких провокационных "этюдов". А то, не дай Бог, кто-то ещё прочитает и застрелится, не дожидаясь своих преклонных лет... Ещё раз простите... Пойду полоть грядки на своей любимой даче. Кстати, рекомендую, это самое замечательное средство от остеохондроза...
Автор не знает, даже (забыл?)
Автор не знает, даже (забыл?), как пишется словосочетание "и так" (аж три раза!). Так что, конечно, о себе написал.
Что тут можно сказать?
Довольно страшную, но, в общем, и честную тоже картину нарисовал автор. Мы все, те, кто перешёл определенный возрастной рубеж, ловим себя иногда на ровно таких же мыслях. Но, с другой стороны, адекватное осознание своей конечности - это преимущество, которое дано далеко не всем. Мне недавно понравилась одна парадоксальная формулировка, с которой я ранее не сталкивался: "смысл жизни можно найти только тогда, когда осознаешь её бессмысленность". Красиво, не правда ли?