Общественно-политический журнал

 

Кто заработал на гражданской войне в Сирии

Гражданская война в Сирии не для всех является бедой. Некоторые преуспевают и даже стали миллионерами в результате непрекращающегося конфликта. Одним из таких нуворишей войны является Рами Махлуф, двоюродный брат президента Башара Асада. Несмотря на личные санкции, введенные против него Соединенными Штатами и некоторыми европейскими странами, он все еще развивает свой бизнес. В последнее время он даже создал новую компанию и назвал ее в честь себя, вложив в проект 5 миллионов долларов.

Махлуф, который считается самым богатым человеком в Сирии, управляет бизнесом семьи Асада и, следовательно, контролирует все экономические решения, которые принимаются режимом, в гораздо большей степени, чем действующие министры. Он зарабатывает на создании франшиз, импорте, газетах и других ​средствах массовой информации. Ему принадлежит компания Syriatel, провайдер мобильной связи в Сирии. В последние годы он также представлял иранские компании, как государственные, так и частные, получившие разрешение сирийского правительства на инвестиции в Сирию, своего рода благодарность Асада иранцам за военную и экономическую помощь.

Однако у Махлуфа есть сильный конкурент: Самер Фоз, который является также гражданином Турции и поддерживает очень тесные связи с сирийскими разведслужбами. Фоз также под персональными санкциям. До их введения он зарабатывал деньги, скупая доли в исламских банках, действующих в Сирии. С их помощью он управлял эффективной сетью финансирования, которая помогла Сирии обойти наложенные на нее международные санкции.

Фоз - мусульманин-суннит, он основал множество подставных компаний за пределами Сирии, которые перемещали деньги и давали кредиты приближенных режима Асада для инвестиций. Обычно других источников кредитования режима просто не существовало.

Наряду с этими двумя магнатами есть еще целый ряд бизнесменов, которые обеспечивают экономическую безопасность режима, и главным образом семьи Асада. Среди них Мухаммед Хамшо, друг Махера Асада, брата президента. Хамшо отвечал за отмывание денег режима Саддама Хусейна в Ираке два десятилетия назад, Также он стоял за нефтяными соглашениями между Ираком и Сирией до войны в Персидском заливе, когда Ирак подвергся международным санкциям.

Хоссам аль-Катерджи - еще один бизнесмен на службе у режима. Он работает в северной Сирии и в курдских районах, где он построил систему контрабанды нефти из Исламского государства, которое тогда контролировало нефтяные месторождения Сирии. Аль-Катерджи создал парадоксальную ситуацию, при которой режим Асада покупал собственную нефть у ИГ по цене значительно ниже рыночной, тем самым помогая финансировать Исламское государство.

Это лишь немногие из тех, кто финансирует семью Асада, и они могут извлечь огромную выгоду из восстановления Сирии. Между тем, война продолжается, и существует по-прежнему множество возможностей заработать деньги. Например, многие сирийцы устремились в более безопасные северные районы страны. Сотни тысяч переселенцев прибыли в провинцию Идлиб и курдские анклавы.

Этим беженцам трудно найти жилье. Домовладельцы подняли цены на аренду жилья на десятки, если не на сотни процентов. Само правительство и строительные компании, принадлежащие приближенным Асада, также делают барыши. Самый последний проект предполагает строительство тысяч квартир недалеко от турецкой границы. Жилье должно быть недорогим: двухкомнатная квартира будет стоить около 5000 долларов, из которых 1000 долларов будут выплачены заранее, а остаток будет выплачиваться в рассрочку по 150 долларов в месяц, что примерно равно уровню арендной платы в этих краях.

Эти цены могут показаться смехотворно низкими, но если вы зарабатываете 150 или 200 долларов в месяц, то это тоже вам не по карману. В результате, только относительно состоятельные люди могут купить эти квартиры, а затем сдавать их в аренду тем, кто покинул свои дома и не может позволить себе купить дом самостоятельно. И, таким образом, создаются новые «элиты», люди, которые имеют немного больше, чем их соседи, причем новые домовладельцы и их арендаторы будут зависеть от строительных компаний, финансирующих проекты. Они, в свою очередь, обязаны своими доходами сирийскому режиму.

Так было в Сирии и до войны. Только клиенты изменились. Круг победителей в этой войне включает в себя не только сирийских бизнесменов, но и иранских, и российских, а также из тех стран, которые являются союзниками Дамаска. Турция, с другой стороны, считается оккупантом, и сирийский режим требует вывода всех турецких сил. Турции Дамаск, конечно, не собирается отдавать какие-либо проекты. Но у Турции, однако, есть экономические рычаги.

Они захватили город Африн на севере Сирии и контролирует некоторые районы в центральной части северной Сирии - вдоль границы. Десятки тысяч перемещенных лиц в Сирии бежали в Африн при поддержке Турции. Анкара считает это прекрасной возможностью разбавить в этих районах курдское население, которое отличается традиционной враждебностью к туркам. Новые переселенцы пользуются не только относительной безопасностью, но и экономической поддержкой со стороны Турции. Похоже, что турецкие компании скоро будут строить дома для этих переселенцев, чтобы побудить их осесть здесь навсегда.

Такие экономические ниши - использование проблем перемещенных лиц и беженцев, захват собственности, оставленной людьми, которые бежали от войны, захват различными мафиозными группировками инфраструктурных объектов – все это превратило Сирию в страну возможностей. И это вместо упорядоченного плана восстановления, необходимого для нормализации жизни в стране.

Цви Барэль