Вы здесь
Экс-акционеры ЮКОСа обвинили Россию в секретных сделках со свидетелями
Во второй половине сентября в Гааге пройдут судебные слушания по международному делу ЮКОСа, которое тянется с 2005 года. Их финальный раунд состоится 23–24 сентября и 30 сентября, сообщил представитель холдинговой компании GML, которая представляет интересы бывших мажоритарных акционеров ЮКОСа, и подтвердил 9 сентября Международный центр правовой защиты (МЦПЗ), координирующий защиту интересов России.
Решение апелляционного суда Гааги по жалобе бывших акционеров компании, пытающихся восстановить решение международного арбитража о компенсации $50 млрд, может быть вынесено в 2020 году.
Юкосовцы впервые представили версию о нечестных отношениях российских властей с несколькими свидетелями. В 2015–2016 годах Россия представила показания бывших сотрудников аффилированных с ЮКОСом структур.
Из деклараций всех этих свидетелей следовало, что российские олигархи, бывшие совладельцы ЮКОСа, приобрели контроль над компанией в середине 1990-х якобы путем мошеннических аукционов и подкупа, а затем замели следы путем создания сети офшорных компаний-пустышек, куда вывели акции ЮКОСа.
По версии GML, российские власти, предположительно, заключили секретные соглашения со свидетелями, после которых те дали показания в выгодном для России свете. Так, «при участии юристов White & Case российские власти убедили Гололобова заключить сделку с государственным прокурором», пишет GML. Предложение якобы заключалось в том, что все обвинения против Гололобова будут сняты, если он подпишет свидетельские показания. Сам Гололобов подтверждал, что уголовное дело против него было закрыто после дачи показаний, но заявлял, что на их содержание это никак бы не повлияло.
По остальным свидетелям юкосовцы не располагают никакими доказательствами их сговора с Россией. Тем не менее они уверенно пишут, что с высокой вероятностью Анилионис также заключил секретную сделку с российским правосудием — якобы в обмен на непредъявление ему обвинений в рамках российского дела ЮКОСа. Такую же версию они выдвигают в отношении Захарова. Наконец, Рыбин «также, судя по всему, принял условия Кремля». «Условия сделки неизвестны, но ясно, что в обмен на сотрудничество сын Рыбина был назначен директором российской оборонной компании», — говорится в документе.
Вадим Рыбин возглавляет завод им. Я.М. Свердлова в Дзержинске, изготавливающий взрывчатку для промышленности и армии (входит в «Ростех»).
Россия ранее тоже использовала аргумент о материальной заинтересованности свидетелей, привлеченных бывшими акционерами ЮКОСа. В 2017 году ее юристы утверждали, что бывший советник президента России Владимира Путина Андрей Илларионов, проживающий сейчас в США, получил от бывших акционеров ЮКОСа секретное пожертвование в обмен на выгодные им показания в Гааге. В своих показаниях Илларионов назвал ЮКОС «одним из самых опасных врагов для тех, кто не желал видеть Россию свободной страной». По его мнению, аресты Михаила Ходорковского и его делового партнера Платона Лебедева и в целом атака на ЮКОС были политически и экономически мотивированны.
Бывшие акционеры выдвинули еще ряд аргументов в пользу восстановления решения о компенсации. Они, в частности, пишут: «Это вообще не вопрос о $50 млрд. Российская Федерация все равно не собирается ничего платить. <...> Активы России за рубежом немногочисленны и часто защищены иммунитетом от исполнительного производства. Поэтому добровольная выплата со стороны России небольшой части компенсации была бы разумной альтернативой для Hulley, Veteran и Yukos. Однако Россия не ответила даже на предложение компаний обсудить возможное мировое соглашение».
Кроме того, юкосовцы утверждают, что Россия, которая доказывает незаконность приватизации ЮКОСа, пыталась скрыть факт, что она сама же «дважды успешно защищала приватизацию ЮКОСа перед собственными судами». По данным GML, российские власти удалили информацию о судебных делах ЮКОСа из архивов российских судов (в частности, решения Московского арбитражного суда от 1996 года), однако Hulley, Veteran и Yukos сумели найти копии этих решений.
Важный элемент спора между Россией и бывшими акционерами ЮКОСа — о природе офшорных компаний Hulley Enterprises, Veteran Petroleum, Yukos Universal, которые изначально инициировали арбитражное разбирательство по поводу национализации ЮКОСа по международному Договору к Энергетической хартии. Россия считает, что акции ЮКОСа всегда контролировались российскими «олигархами», перемещаясь между зарубежными компаниями-пустышками в ходе фиктивных транзакций (если это так, то истцы не являются настоящими иностранными инвесторами и не могли подавать на Россию в суд на основании ДЭХ).
В последнем документе GML предъявляет суду доказательства, что компании-истцы являются легальной и нормальной корпоративной формой, работают в соответствии с применимым законодательством, проходят аудит, контролируются не российскими лицами, а трасти (поверенными) соответствующих трастов на острове Гернси. Эти трасты являются дискреционными, то есть их бенефициары не имеют право получать фиксированные доходы от траста. «Российская Федерация пытается изобразить гернсийские трасты как мутные, фиктивные офшорные структуры, предположительно, используемые для всевозможных преступных целей. Это не правда», — резюмирует GML.