Вы здесь
Россию ожидали снова увидеть в ПАСЕ с пересмотренными подходами к демократии и правам человека, но ожидания не оправдались
Парламентская Ассамблея Совета Европы, осенняя сессия которой завершается 4 октября в Страсбурге, накануне обсудила жесткое подавление уличных акций в Москве, состоявшихся этим летом и вызванных отказом в регистрации оппозиционным кандидатам на выборах в Мосгордуму.
Изначально критики российской власти в ПАСЕ хотели провести обсуждение в режиме «срочных дебатов». В этом случае готовится доклад, после его рассмотрения ПАСЕ принимает резолюцию – и это важно, потому что потом на этот документ можно ссылаться, в том числе и при рассмотрении дел в Европейском суде по правам человека. Однако в итоге вместо «срочных дебатов» 3 октября было проведено свободное обсуждение, и принятия каких-либо решений не предполагалось. Инициаторы обсуждения – фракция Альянса европейских либералов и демократов (ALDE) – усмотрели в этом желание нынешнего руководства Совета Европы не подвергать Россию слишком жесткой критике – как минимум на первой за пять с лишним лет сессии, в которой российская делегация участвует от начала до конца.
Стоит напомнить, что летом этого года ПАСЕ отменила собственные решения об ограничении прав делегации России, которые были на нее наложены в апреле 2014 года в связи с аннексией Крыма и разжигании конфликта на востоке Украины. Многие делегации стран-членов ПАСЕ раскритиковали это решение, а Украина и Грузия посчитали для себя невозможным принимать участие осенней сессии ПАСЕ. Еще несколько стран из-за возвращения России в ПАСЕ решили бойкотировать торжества в честь 70-летия Совета Европы.
Депутат из ALDE, член делегации Словакии Мартин Полачик перечислил деятелей российской оппозиции, которым было отказано в регистрации на московских выборах: «Избирательная комиссия Москвы официально отказалась зарегистрировать несколько демократических кандидатов на выборах в Московскую городскую Думу, среди них – Илья Яшин, Любовь Соболь, Дмитрий и Геннадий Гудковы, Юлия Галямина, Константин Янкаускас, Александр Соловьев и Иван Жданов». Процедура по проверке подписей, поданных за кандидатов, отличалась недостатком прозрачности и, по мнению многих наблюдателей, была полна ошибок».
Мартин Полачик также напомнил, что Россию ожидали снова увидеть в ПАСЕ с пересмотренными подходами к демократии и правам человека, но ожидания не оправдались: «Мы не видим проявления доброй воли со стороны российских властей… Каждое государство – член Совета Европы должно давать возможность всем людям, которые хотят участвовать в выборах, участвовать в них, не чиня технических препятствий, а с протестующими необходимо обращаться достойно, как с людьми».
Найджел Эванс, консерватор из Великобритании, заявил, что для всех должна быть очевидна массовость и неизбирательность задержаний, которые проводились российской полицией этим летом: «Мы видим, что в России задерживают мирных протестующих –более двух тысяч, включая детей, и это неправильно!»
Эванс сообщил, что был поражен, когда на недавнем заседании Мониторингового комитета ПАСЕ один из членов российской делегации назвал участников московских митингов «врагами государства»: «Нет, те, кто противостоит государству, не обязательно являются врагами государства, они просто оппонируют властям, и процветание демократии состоит в том, что различные мнения должны быть услышаны».
Член группы Европейской народной партии, депутат шведского парламента Бориана Аберг была более категорична: «Когда мы говорим о России, что приходит нам в голову? Гармония и плюрализм? Первое слово, что приходит в голову, – страх! Советская империя была построена на страхе, и чтобы сохранять контроль над своим населением. И очень прискорбно видеть, насколько нынешний режим напоминает самые темные советские дни – Кремль хочет заставить людей испытывать страх».
Ответ российских депутатов: круговая оборона вместо признания проблемы
Российская делегация ответила на замечания европейских коллег массово и громко. По мнению наблюдателей, отслеживающих активность России в ПАСЕ, российскими парламентариями вместо единичных и довольно скупых выступлений в ответ на критику в ходе дебатов, как это бывало в 2000-х, теперь взята на вооружение тактика громкого коллективного отпора.
В выступлениях по теме московских протестов приняли участие шесть представителей России – от главы делегации, вице-спикера Госдумы Петра Толстого до экс-спецназовца ГРУ Андрея Кондратьева.
В начале выступления Петра Толстого в зале сессии ПАСЕ произошел инцидент, который потом был сделан российскими государственными медиа одной из главных новостей дня: на балконе для приглашенных гостей группа людей вывесила флаги Украины, Грузии и Польши, а после начала выкрикивать критические замечания в адрес Ассамблеи за то, что российская делегация вновь обрела право голоса. Сотрудники охраны ПАСЕ вывели активистов с балкона, а их акция потом была использована выступавшими россиянами как пример «незаконного протеста».
Бывший посол России в США, а теперь член Совета Федерации России Сергей Кисляк в своем выступлении повторил многие доводы российских властей в пользу правильности их действий на московских выборах: «Группа людей, которых вы почти как героев выдвигаете… представили списки, где большое количество ссылок на подписи людей, у которых паспортов нет или паспорта недействительны».
Ему вторила спортсменка и депутат Госдумы Светлана Журова, которая заявила, что организаторы протестов использовали детей, в том числе и грудных: «К сожалению, младенец был использован как живой щит для прорыва через оцепление. Разве это нормально? Коллеги, вы – родители, вы бабушки и дедушки, вы тоже не хотели бы, чтобы ваши дети оказались на таких митингах».
США также считают подавление протеста заслуживающим осуждения
Не только многие европейские политики, но и парламентарии в Соединенных Штатах считают, что Россия обязана соблюдать права человека в сфере свободы собраний. Это явствует из письма 11 сенаторов госсекретарю США Майку Помпео и министру финансов Стивену Мнучину с призывом ввести дополнительные санкции против тех, кто в России систематически нарушает эти права.
Один из авторов письма, сенатор-демократ Бен Кардин заявил: «Мы не можем позволить, чтобы такие действия в России остались вне осуждения. Если мы это так оставим, последуют другие репрессивные действия, и это противоречит интересам безопасности США. Так что для Соединенных Штатов важно в данном случае проявить лидерство, и я думаю, что при такой сильной поддержке, высказанной обеими партиями, администрация предпримет нужные действия».