Общественно-политический журнал

 

«В школе скоро некому будет работать»

Почему у учителей по-прежнему низкие зарплаты, зачем нужны новые предметы «родной русский язык» и «родная литература» и что еще не устраивает педагогов в их ежедневной работе? В рамках специального проекта Znak.com в социальной сети «Одноклассники» мы узнали мнения учителей о существующей системе образования и выяснил, что бы они хотели в ней изменить.

Опрос учителей из разных городов России проводился на странице Znak.com в соцсети в течение прошлой недели. За это время преподаватели оставили более 500 комментариев. Мы проанализировали их и рассказываем, что беспокоит педагогов больше всего.

Многие учителя настроены пессимистично и обращают внимание на нехватку кадров, в том числе из-за низкой зарплаты. «А где достойные [учителя]? Потихоньку уходят, кто за лучшей долей и достойной зарплатой, кто на пенсию… Молодежь если и приходит, то ненадолго, да и подготовка их оставляет желать лучшего… Пройдет еще 10 лет, и образованию конец… Может быть, это и является целью нашей власти? Не нужны образованные и думающие люди, нужна тупая бессловесная масса, всегда довольная жизнью после бутылки водки и просмотра похабных передач по ТВ… Грустно», — пишет Татьяна Тихомирова из Конаково (Тверская область).

«По большому счету наше мнение никто не учитывает, всем на все плевать. Уничтожили нормальное образование, учителей и не спросили», — считает Ольга Кашина, работающая в одной из омских школ.

«Если бы сейчас встал вопрос о получении образования, ни за что не стала бы получать профессию учителя. Наступило такое время, когда нас обвиняют во всех смертных грехах.

Папа с мамой головы сковородками в пьяном угаре поразбивали — виноват учитель. Деньги пропили, детям есть нечего — опять учитель виноват. Снегом замело дворы селянам — иди, учитель, неси им хлеба, оставив своих детей дома. В ДТП ребенок попал во внеучебное время — чья, думаете, вина? Верно, учителя! Одни отписки, отчеты, проценты… С детьми работать некогда!» — говорит Татьяна Хохлова, педагог с 30-летним стажем из станицы Новолеушковской (Краснодарский край).

«Забавно, что родительская аудитория не бьет тревогу по поводу того, что теперь в школе (с легкой руки Минобра) могут работать студенты или вовсе люди без профильного образования. То-то будет весело! Прямо грибоедовское: „Числом поболее, ценою подешевле“. Так закроют дефицит кадров. И школа перестанет существовать — будет бесплатная передержка», — уверена Оксана Хаустова из Иркутска.

«Учитель отдавал знания детям, а не мертвым бумагам»

По мнению учителей, административной работы могло бы быть меньше. «90% рабочего времени учителя составляют всевозможные отчеты. В этом году их стало еще в разы больше!!! Дайте работать с детьми! Понятно, что чиновники должны как-то оправдывать свое существование», — рассуждает Ольга Галкина из Березняков (Пермский край).

«Сейчас хороший учитель — тот, кто вовремя сдал программы (никому не нужные), кто не спорит с некомпетентным завучем по своему предмету, сидит на бесконечных совещаниях, не видит собственных детей и так далее. Может, это ирония? Нет, это опыт 38-летнего труда в школе. Это счастье, что ты на пенсии. Свобода от разных дурацких указов сверху, тотального контроля», — говорит Галина Макарова из поселка Маловский (Бурятия).

Галина Слуцкая поддерживает эту точку зрения. Она обращает внимание, что в советское время, в частности, «не было этого бестолкового обилия бумаг: учитель приходил в класс с одним журналом под мышкой и все» «У учителя было много времени отдавать свои знания и душу детям, а не мертвым бумагам», — отметила она.

«Хочется поменьше работать с бумагами, отчетами, а больше с детьми. Аттестация унижает учителя, забирает много времени на оформление документов», — считает Елена Кузнецова из Богучара (Воронежская область).

«Меня вдохновляет работа с детьми, но учителей лишили всех прав. Нас действительно не ценят, а только гнобят родители и дети. Руки опускаются, работать невозможно, а бумажной работы сколько?! У бухгалтера столько отчетов нет, как у нас!» — возмущена Ольга Шнар из Магнитогорска.

«Сколько бы ни кричали с трибун о разгрузке учителя от ненужных отчетов, ничего не меняется. А электронный журнал только добавил работу вдвойне, и он очень неудобный в пользовании. Для проверяющих — удобно и легко, а для учителя — нет. В школе скоро некому будет работать», — считает Светлана Хаматгалиева из Тобольска (Тюменская область).

«Седьмой год не повышают зарплату»

Многие учителя обращали внимание на низкие зарплаты. «Правительство нашей страны плевало на учителей. Седьмой год не повышают зарплату», — заявила Елена Кудинова из Переславля-Залесского (Ярославская область).

«Очень хочется, чтобы учитель действительно получал достойную зарплату за ставку, а не за две. Тогда больше времени и желания останется на работу с детьми. Аттестация не стала механизмом повышения качества образования и квалификации учителя, ее надо менять», — говорит Нина Сергеева из Читы.

«Один вопрос! Почему зарплата 16 тыс. рублей?» — обратилась к коллегам Наталия Валент из деревни Гуренки (Кировская область).

«Потому что наше правительство определило оклад за ставку преподавания 18 часов при наличии высшего образования — 6967 рублей, при наличии среднего педагогического образования — 6115 рублей. Добавьте проверку тетрадей, стаж, категорию, северный и районный коэффициент, вот и получается 16 000. Вот такая арифметика», — ответила ей Наталья Кусакина из поселка Новочернореченский (Красноярский край).

«Программы и учебники не совершенны, финансирование школ скудное, зарплаты учителей — низкие, много ненужных обязанностей вменяют учителям, много бумаготворчества и бумагомарания. Не улучшили дела в образовании ФГОСы. Подушенная (подушевая) оплата труда, стимулирующие [выплаты] тоже не пополнили бюджет учителя. Чиновники от Минпросвещения, услышьте наконец глас учителя. Может случиться так, что слышать скоро будет некого. Ныне единицы идут в педвузы, а вы все трудитесь над разработкой критериев оценки труда педагогов и новыми методиками аттестации учителей», — обращает внимание Александра Ханина из поселка Заволжский (Саратовская область).

«Многочасовая очередь учителей к компьютеру»

Сами школы не отвечают современным образовательным стандартам. «Если посмотреть на большинство школ маленьких городов, то там все тот же мел и доска! И десять компьютеров на всю школу, и те же две смены, и детей более 30 в классе, да и учебники только ухудшаются», — говорит Ольга Хан из Калининграда.

«Ох, уж этот пресловутый электронный дневник! Я еще понимаю в городской школе при хорошей скорости интернета, да у каждого учителя свой компьютер… А представьте нашу деревенскую школу с одним компьютером с выходом в интернет. И очередь из учителей многочасовая к этому компьютеру… А деревня официально включена в перечень местностей труднодоступных и удаленных от сетей связи интернет…», — пишет Наталия Валент из деревни Гуренки (Кировская область).

«Перегрузки зашкаливают. У нас ввели второй иностранный — один час. Из-за этого пятые классы больше не на пятидневке, вернулись на шестидневку. И шестые классы теперь по субботам во вторую смену (раньше хоть в субботу второй смены не было) Чтобы вводить дополнительно предметы, нужно сначала условия создать. Как с физкультурой: три урока в неделю — ни учителей, ни спортзалов не хватает. Путин обмолвился, а чинуши рады стараться. „Заставь дурака Богу молиться, весь лоб расшибет“» — отметила Лариса Вьюнова из Нижнего Новгорода.

«О новых предметах мы узнали из расписания»

Некоторые учителя поделились своим удивлением по поводу решения ввести в школах с этого учебного года новые предметы — родной русский язык и родную литературу — в дополнение к существующим предметам.

«37-й год в школе. Вызывают недоумение, возмущение нововведения в учебном плане: второй иностранный язык, родной язык и родная литература. Не могу понять, зачем в небольшой сельской школе ещё один иностранный, когда и первому-то учить некому. По поводу родного языка и литературы. Это актуально в бывших союзных республиках и там, где обучение ведётся не на родном языке. У нас же с первого класса обучение на родном русском языке. И учим именно русский язык и русскую литературу. Других родных языков у нас нет. Зачем эти часы? Кому эта уникальная идея в голову пришла?» — пишет Наталья Воробьева из села Шубенка (Алтайский край).

«В этом учебном году у нас ввели новые учебные предметы: родной язык и родная литература. Узнали мы о них из расписания. То есть не было никакой информации, что за уроки… Нет ни программ, ни планов, ни учебников, а в расписании стоят… Что преподавать? Чему и как учить? Это хорошо, что у нас дети все русскоязычные, а если школа многонациональная? Что понимается под „родным языком“?» — недоумевает Елена Полушкина из поселка Солнечный (Сургутский район).

«А у нас родной язык ввели, отобрав один час у второго иностранного… Как за один час в неделю научить детей иностранному языку? Идиотизм просто», — поделилась Наталья Баталина из Невинномысска (Ставропольский край).

«Из программы русского языка в „родной русский“ темы перебросили — класс! Теперь у нас одни темы к русскому, а другие — к русскому родному, из литературы — к родной литературе. И это в русскоязычной школе! До такого маразма раньше не додумывались. Хоть бы уж часы на этих „родных“ дали, а то пришлось выкраивать из того, что было. Да, все меняется, но в образовании, к сожалению, не в лучшую сторону», — рассказала Лариса Вьюнова из Нижнего Новгорода.

«Чтобы наша профессия считалась творчеством, а не услугой»

И все же, несмотря на большое количество недостатков, учителя говорили и о том, что их вдохновляет. «Стаж работы — 34 года. Я ни разу не пожалела о том, что пришла в школу. В любой профессии есть свои плюсы и минусы, мой девиз: „Не умеешь организовать — работай сам!“ Поэтому, уважаемые коллеги, работайте сообща, организовывайте родителей, детей, и тогда, поверьте, будет время на все, а ныть и искать недостатки можно везде. Ведь хорошо там, где нас нет! Хочу добавить, что очень рада тому, что дочь тоже выбрала эту профессию!» — написала Виктория Чередниченко из города Валуйки (Белгородская область).

«Я работаю в школе не так давно (меньше полугода). Но за это время я уже успела влюбиться всей душой в это место, в свой класс и в коллектив. Если честно, то перед выбором места работы были опасения и страхи, навеянные обществом и стереотипами о том, что заработная плата не соответствует нагрузке, отдачи никакой, занятость максимальная и даже выходные не кажутся выходными, так как постоянно в бумагах и в бумагах. […]

Каждый день я вижу „своих детей“, коллег, эти горы тетрадей, планы, отчеты, бумаги, бумаги и еще раз бумаги, но в конце рабочего дня, когда я остаюсь в классе совсем одна, я понимаю: „Счастье — вот оно, здесь и сейчас!“

А когда я вижу, что кто-то из учеников делает успехи, чья-то отметка повысилась или просто кто-то рад меня видеть и бежит скорее обниматься, я понимаю, зачем и для чего я работаю там, где работаю, и именно тем, кем работаю!» — добавила оптимизма Наталья Рябова из Барнаула.

«Очень нравится работать с детьми! Мы учим их, а они нас. Этот диалог, именно диалог, заставляет жить, познавать, открывать, делиться… […] Только печально, что значение учителя в России свели практически к нулю» — говорит Степан Ахметов из Саратова.

«Ответственных учеников нам всем, родителей в помощь нам, и чиновников, у которых на первом месте люди (дети и учителя), а не бумажки для проверяющих. Чтобы наша благородная профессия считалась всеми творчеством, а не услугой. И, конечно, чтобы желание учителя работать в нашей сверхзаэкспериментированной школе оплачивалось достойно. Ну, что-то близкое к депутатской зарплате», — пожелал всем Виктор Богданцев из рабочего поселка Сузун (Новосибирская область).

Мария Плюснина