Общественно-политический журнал

 

Может ли Израиль полагаться на американскую помощь в случае войны

Новость, которая разнеслась 7 октября, взорвала все СМИ: президент Трамп окончательно уходит из Сирии, бросив на произвол судьбы своих союзников-курдов - самую эффективную военную силу, которая героически сражалась с террористами ИГ на севере страны. И не просто бросив, а, по договоренности с президентом Турции Эрдоганом, дав зеленый свет военной операции турецкой армии, у которой давние счеты с курдами.

Теперь Сирии грозит новая война. Вероятно, что в ближайшие дни на северо-востоке страны развернется крупномасштабный конфликт между Турцией и силами курдской самообороны. Президент Эрдоган заявил, что вторжение может начаться в любой момент, а СМИ передают что турецкие ВВС уже атаковали ряд целей.

Судя по всему, Россия дала молчаливое согласие на новую бойню, хотя в Москве на эту тему никто пока не высказался.

Очередной конфликт в Сирии стал лишь частью "большой игры", которую уже больше ста лет ведут между собой различные державы за обладание регионом. Курды и сирийцы - всего лишь пешки в этих геополитических шахматах, в которых мировые и региональные державы делают свои ходы, руководствуясь только своими стратегическим интересами.

Однако в центре внимания аналитиков оказалась позиция США, выраженная президентом Трампом, который в своей парадоксальной манере заявил, что пора возвращаться домой и прекратить участвовать в межплеменных войнах, которые столетиями ведутся на Ближнем Востоке.

Заявление Трампа вызвало шквал критики со всех сторон. Даже в своей партии он удостоился отпора от видного сенатора Линдси Грэма, который заявил, что уход из Сирии "стал большой победой для Ирана и ИГ".

В ответ Трамп написал в "Твиттере", что курды, в самом деле, хорошо сражались, но "им за то платили". Иными словами, курды сделали свое дело...

Совершенно очевидно, что президент Трамп не только не хочет быть "мировым жандармом", но избегает всяческого противостояния с такими ведущими игроками на Ближнем Востоке, как Россия, Иран и Турция. Он ушел - они остались. Он ничего не выиграл - они поделили всю добычу. Их боятся как огня - его больше не боится никто.

Не менее поразительно, что для Израиля все это стало полнейшим сюрпризом: из Белого дома никто не позвонил и не предупредил заранее о сугубо личном решении президента Трампа, которому не нужны ни советники, ни советчики.

Вчера он бросил под нож курдов, позавчера оставил без помощи атакованную иранцами Саудовскую Аравию, и можно только догадываться о степени равнодушия автора "сделки века", если военная угроза снова нависнет над Израилем.

Игнорирование администрацией Трампа беспрецедентного нападения Ирана на нефтеперерабатывающие заводы и нефтяные месторождения Саудовской Аравии начинает напоминать политику ненавистного для нынешнего президента США его предшественника Барака Обамы.

В августе 2013 года после химической атаки авиации Башара Асада в регионе Рута-а-Шаркия, в ходе которой погибли сотни людей, казалось, что на это последует немедленный ответный удар США: ведь сам президент Обама предупредил, что неконвенциональная атака станет пересечением «красной черты». Но в итоге американцы воздержались от ответа, предпочтя соглашение с Путиным о ликвидации сирийского химического оружия, которое позже оказалось блефом.

Отсутствие реакции США имело свою цену как в Сирии, так и во всем регионе: сирийский режим понял, что может продолжать убивать своих граждан без перебоев, кроме проблемного применения химического оружия. Но через некоторое время выяснилось, что и его тоже можно применять.

Что касается иранской атаки саудовской нефтяной промышленности, это не первый случай, когда Соединенные Штаты воздержались от ответных действий против Ирана, напавшего на их союзников.

Вот как это происходило в 1980-х годах: когда первые атаки террористов-смертников на Ближнем Востоке начались в апреле 1983 года в результате нападения на посольство США в Бейруте и несколько месяцев спустя - на штаб морских пехотинцев в Бейруте (в общей сложности погибли более 300 американцев), разведывательное сообщество США поняло, кто за этим стоит. Иранские отпечатки пальцев были хорошо видны в этих атаках.

Когда иранские агенты начали похищать и убивать американских граждан по всему Ливану, включая похищение и убийство резидента ЦРУ Уильяма Бакли, Соединенные Штаты предпочли зарыть голову в песок, игнорируя враждебную иранскую деятельность.

Это игнорирование привело к тому, что в настоящее время террористическая индустрия Ирана присутствует почти во всех уголках мира и стала настоящим проклятьем для Ближнего  Востока.

Похоже, единственной реакцией США стал паралич, который охватил администрацию Трампа, человека с длинным языком, который угрожает, что использует любую возможность действовать, но ничего не делает.

Учитывая, что президент Трамп вступает в предвыборный год, можно понять его резоны: желание избежать войны, боязнь иранской реакции в форме терактов и многое другое. Однако, как и в случае с Сирией и Ливаном в 1980-х годах, это игнорирование имеет свою цену и последствия. И некоторые из них мы тоже можем увидеть в противостоянии Израиля с его врагами.

Отсюда вытекает самое большое опасение Израиля перед эскалацией напряженности во всем, что касается Ирана. С израильской стороны есть те, кто считает, что у Тегерана разыграется аппетит в результате безразличия США, и у него может возникнуть соблазн таким же образом напасть на Израиль в ответ на все военные действия, предпринятые против шиитских боевиков в Сирии и в Ираке.

Но эту оценку следует принять с осторожностью: вовсе нет уверенности в том, что иранцы поспешат усложнить себе жизнь войной с Израилем. Они также понимают, что Саудовская Аравия радикально отличается от Израиля, как и ее военный потенциал. Даже учитывая ракетное оружие "Хизбаллы" в Ливане, сомнительно, что иранцы решат их «растратить», чтобы атаковать израильские цели без какой-либо реальной причины.

Тем не менее, в израильском политическом руководстве все еще хватает поклонников Трампа, а глава правительства Биньямин Нетаниягу перед самыми выборами уверял избирателей, что израильско-американский оборонный пакт уже на мази. Иными словами, с таким союзником, как президент Трамп, нам черт не страшен, не то что Иран. Однако вечером 7 октября, когда Америка и весь мир только и обсуждали предательство Трампа по отношению к курдам, громоподобное молчание Нетаниягу было слышнее всяких слов.

В многолетних дебатах в генштабе ЦАХАЛа по поводу того, должен ли Израиль полагаться на американскую помощь в случае войны, было сломано немало копий, но в итоге все согласились, что защитить себя Израиль может только сам. К тому же в памяти многих генералов сохранились слова бывшего госсекретаря США Генри Киссинджера, который в 1973 году не торопился с переброской "воздушного моста" в Израиль, сказав президенту Никсону буквально следующее: "Чем больше крови прольют обе стороны, тем легче будет усадить их за стол переговоров". Как символично, что это пишется в канун Судного дня - о Войне Судного дня.

Владимир Поляк

Комментарии

виктор сергевич on 10 октября, 2019 - 14:02

Никогда  США не предасть Израиль. Никогда!