Вы здесь
Эксперты: «Наступила эпоха эпидемий, и дальше будет только хуже»
Китайский коронавирус 2019-nCoV — это повторение истории на новом уровне. И эпидемия не будет уникальной, считают эксперты, мнения которых собрал Businеss Insider.
SARS, напугавший мир 17 лет назад, — это тоже мутировавший коронавирус. Правда, человек не был заразным во время инкубационного периода, и у этого вируса ушло полгода на заражение того же числа людей, которые были инфицированы 2019-nCoV всего за месяц.
SARS мутировал в организмах летучих мышей и затем передался человеку. Природный носитель нынешнего коронавируса пока не установлен. Но эксперт из Лаборатории Роки-Маунтин Винсент Мюнстер заявил BI, что, скорее всего, летучие мыши виноваты и в этом случае. Возможно, промежуточным звеном были змеи. Механизм важен, так как источником заражения считается рынок в Ухане — а там продавали и живых, и только что убитых животных.
Пока такая обычная для азиатских стран практика продолжается, будут возникать и эпидемии, уверен Мюнстер.
Он объясняет, что такой механизм распространения тесно связан с тем, как устроен и как мутирует коронавирус. Его ядро круглой формы окружено выступами, которые напоминают корону — благодаря чему семейство и получило такое название. Выступы «зацепляются» за определенные клетки, а когда вирус мутирует и эти выступы меняются, иногда он получает возможность заражать новые клетки. В редких случаях — человеческие.
Исследование 2017 года свидетельствует, что в организмах летучих мышей таких вирусов намного больше, чем у других животных.
Рынки и летучие мыши опасны
С Мюнстером согласен Эрик Тонер — специалист из Университета Джонса Хопкинса, представивший модель распространения опасного коронавируса за три месяца до начала вспышки в Ухане. Его расчеты показали, что в течение полутора лет умрут до 65 млн человек.
«Инфекционные заболевания будут появляться снова и снова. Думаю, это часть мира, в котором мы сейчас живем», — говорит Тонер.
Научный автор New York Times Дэвид Каммен в своей колонке называет азиатские рынки, где не соблюдаются никакие санитарные правила и процветает торговля дикими животными, главной предпосылкой для возникновения будущих эпидемий. Ухань — самый населенный город центрального Китая, там живет более 11 млн человек, и это своего рода идеальное место для возникновения такой эпидемии.
Вторая предпосылка — активное наступление человека на экосистемы, которое серьезно усиливает вероятность контактов с дикими животными: «Сначала от животного к человеку, затем — от человека к человеку, и иногда в масштабах пандемии».
Три из четырех новых инфекций зародились в животных и затем передались человеку. «Так что, беспокоясь о нынешней эпидемии, беспокойтесь также и о будущих», — предупреждает Каммен.
В марте прошлого года было опубликовано исследование, предсказавшее появление новой вирусной инфекции в Китае, передавшейся от летучих мышей. Об опасности этого вида предупреждает также Барт Хаагманс, вирусолог из Медцентра Эразмуса в Нидерландах: «Летучие мыши и птицы представляют из себя виды-контейнеры для вирусов с пандемическим потенциалом», потому что у людей нет иммунитета к коронавирусам, размножающимся в их кишечниках.
Ученые также указывают, что предупреждают об этой опасности уже 15 лет — еще до вспышки SARS в 2003 или другого коронавируса MERS в 2012. Но на позицию чиновников это почти не влияет.
Испытания вакцины против нового уханьского коронавируса могут начаться уже через три месяца, заявил Энтони Фауси, директор Национального института аллергии и инфекционных заболеваний США.
Это достаточно быстро в сравнении, к примеру, с вакциной против тяжелого острого респираторного синдрома (САРС) – тогда на подготовку вакцины к клиническим испытаниям у ученых ушло 20 месяцев.
Впрочем, это не значит, что прививку от уханьского коронавируса можно будет сделать уже через три месяца – вакцину нужно будет проверить на безопасность и эффективность. Это может занять еще несколько месяцев.
Однако время от начала вспышки до разработки возможной вакцины является рекордно коротким, благодаря отчасти новому способу вакцинации.
В последние годы ученые начали исследовать другой подход. Вместо того, чтобы делать инъекцию, в которой содержатся части вируса, в экспериментальных вакцинах находятся генетические коды частей вируса, что позволяет пациентам, точнее, их иммунной системе производить точно такие же коды.
По словам профессора молекулярной микробиологии Эндрю Пекоша, для создания прививок больше не нужны инфекционные вирусы. Все, что нужно ученым – генетический код вируса. По словам Пекоша, впервые такая возможность появилась в самом начале нынешней вспышки.
Получив генетический код вируса, компания Inovio Pharmaceuticals и создала вакцину против него в течение трех часов. Производство началось уже на следующий день.
Вакцина Inovio основана на ДНК. Две другие компании, Moderna и CureVac, используют РНК. Если ДНК – это главный код белка, то мРНК – рабочая копия, используемая организмом для превращения кодов в готовые антитела.
Обе методики могут быть легко адаптированы в случае появления новых вирусов.