Общественно-политический журнал

 

Андреевский флаг над офисом Зеленского

Зеленский уволил-таки Андрея Богдана. И заменил его другим Андреем – Ермаком. О том, что это непременно произойдет, было ясно и по логике вещей. И заметно.

Логика вещей, подтверждаемая бесчисленным опытом, учит, что людям во власти свойственно избавляться от тех, кто помог им  ее зачерпнуть. Или изображает перед собой и окружающими, что это так. Власть – однолюбка, она не терпит себя чувствовать должником. И отношения Владимира Зеленского с Андреем Богданом - очередное классическое тому подтверждение.

Можно лишь предполагать, насколько в назначении Богдана сыграла личная  дружбв и потребность иметь под рукой тертого, искушенного в бизнесе и политических интригах человека. А также персонализированная в лице Богдана реальная зависимость от  магната Игоря  Коломойского.

  Но в полтике важны ведь не факты, а какое впечатление они создают у публики. А оно изначально – еще во время выборов, основывалось на общественном убеждении, что Богдан был связкой между президентом и олигархом номер один. Причем не только в Украине, но и во вне. В том числе у главного ее Покровителя – в США. А там Коломойский сильно не в чести. В частности, Вашингтон поспособствовал национализации в 2016 принадлежавшего олигарху «ПриватБанка», а теперь напряженно следит, как бы украинские власти не надумали его ему вернуть. А поскольку такие разговоры в Киеве возникли, МВФ приостановил выплату основного транша.

Как бы то ни было, но Богдан работал на версию подкаблучнины президента, всем своим видом изображая себя его правой рукой и советчиком. Причем, в такой развязной, неприятной манере, которая коробила наблюдателей и настроила против него СМИ. Тем более, что им он демонстрировал высокомерие и презрение. А это опасно. В своей самоуверенности он вошел в такой раж, что позволял себе оскорбительные выходки даже в адрес самого Зеленского: мог перебить, хитро подмигнуть, сделать от его лица заявление. Не случайно президент стал все больше от него дистанцироваться.

Ну, а свято место не бывает пусто. И вот уже деликатные переговоры в связи готовящимся импичментом Трампа с его личным адвокатом  Рудольфом Джулиани во время его декабрьского визита в Киев ведет Андрей номер 2 – Ермак. И в свой визит в США Зеленский отправляется без Богдана. С новым же именем связана и вся переговорная эпопея с Кремлем и организаци встречи «нормандской четверки». А поскольку именно эти два сценария являются важнейшими внешнеполитическими фишками нового президента, не приходится удивляться, что Ермак обретает статус неофициального министра иностранных дел. И практически полностю замещает Богдана близ президента в его зарубежных выходах и вояжах.

Что же за новый флаг теперь развевается над офисом президента? Андрей Ермак производит впечатление более скромного и интеллигентного человека, чем его тезка. Помимо того, что он юрист-междуародник, это еще и представитель богемы – кинопродюссер нескольких фильмов. К тому же богатый бизнесмен, обладатель долей более, чем в 20 компаниях самого разного профиля. Зеленский взял его в команду в качестве помощника без определенного круга обязанностей. И в системе ручного управления, характерного для нынешнего главы Украины, довольно быстро доказал, что лучше, чем Богдан, справляется с особыми поручениями.

Как будут складываться их отношения – покажет время. Однако, многие наблюдатели увидели в нынешней рокировке, как минимум, три симптома в развитии системы власти в Украине. Во-первых, как публичное заявление в освобождении ее от зависимости олигархов. Во-вторых, вообще тренд от системы, основывающейся на личных дружеских симпатиях в сторону ее формализации и профессионализма.  И тут Ермак – как пример оценки по результатам. И, в-третьих, возможно причесывание кадрового состава в пользу «курса  мира», под лозунгом которого Зеленский состоялся как политик. А практически это могло бы означать склонность к политике сбалансированности и разумных компромиссов.

Владимир Скрипов