Вы здесь
Еще одним «югославом» в НАТО стало больше
Последнюю точку в третьем десятке членов НАТО поставила Македония – самый восточный осколок Югославской империи. Она стала четвертой из бывшего семейства Тито, оставив за своими бортами лишь Боснию с Герцеговиной и Сербию.
В отличие от своей соседки Сербии, Македония давно стремилась в объединенную Европу. Однако, этому мешала формальная закавыка – конфликт с Грецией из-за своего названия. В Скопье мне довелось побывать в 2013. И уже тогда склока на эту тему была в самом разгаре. Помнится, как тамошний гид, стоя под триумфальной аркой с гордой надписью «Македония» в центре столицы, гневно обижался на соседей, объявивших, что только греки имеют право называться македонцами. Ибо только на территории Эллады была земля, родившая легендарного Александра. Забавно и то, что «приватизированные» памятники царю Филиппу II и Александру Македонскому с вызовом дублируют друга друга в Скопье и в Салониках.
И это сильно затянуло процедуру приема Македонии, объявившей о своей интеграции в НАТО еще в 1999 году. В конце концов желание «оевропеиться» победило, и Скопье пошел напопятную, добавив к своему имени приставку Северная. В июне 2018 стороны подписали мировую, и процесс пошел. В пятницу, 20 марта президент страны Стево Пендаровски подписал в финальный документ. Предполагалась, что церемония приема состоится в конце апреля, но из-за коронавируса ее, скорей всего, отложат.
Россия пыталась этому противодействовать, ради чего подливала масла в огонь в ссору из-за названия! Дошло до того, что по этой причинеи Афины выдворили из страны двух ее дипломатов. И вообще антинатовские реакции Кремля обычно вызывают лишь противоположные реакции. Назойливое отговаривание, угрозы и истерики раздражают кандидата и возбуждают принимающую сторону в готовности идти ему навстречу.
Эта нервозность Москвы в данном случае примечательна тем более, что стратегические интересы ее в С.Македонии ничем не отмечены. А вооруженные силы ее настолько символичны, что, к примеру, американский сенатор Рэнд Пол выражал сомнение, стоит ли НАТО грузить себя новым членством, от которого будет не столько пользы, сколько обузы.
Численность македонской армии сегодня – всего чуть более 8 тыс.чел. В составе Югославии она была представлена только т.н. войсками Территориальной обороны, т.е пограничниками и охранниками некоторых объектов. А вся техническая часть – четырьмя танками Т-55 времен Второй мировой. Да и те были не на ходу и в 2004 их разрезали на металлолом.
После того, как в марте 1992 территорию региона покинул последний солдат Югославской народной армии, и Скопье объявил о формировании собственных вооруженных сил, техники прибавилось. Основную ее массу по прежнему составляла советская и российская, но поступать она стала – в значительной мере безвозмездно - из Болгарии, Украины и США. По данным Википедии не самой последней свежести на вооружении С. Македонии около 125 танков, порядка 620 бронемашин, в том числе нероссийских – около 45%, более 200 пушек. Имеется также несколько военных катеров. В ВВС -14 «Ан-2» и около 50 вертолетов - тоже почти все советские. Впрочем, российское оперение не помешало македонцам участвовать в 1999 в бомбардировках Сербии.
Македония исправно демонстрировала, на чьей она стороне, участвуя в американских операциях в Афганистане и Ираке. В 2006 она кардинально реорганизовала свои силы, руководствуясь принципом «не числом , а качеством»: перевела армию на профессиональный режим и сформировав две бригады сил быстрого реагирования.