Общественно-политический журнал

 

Тщетная попытка России спрятаться в позе обижаемого и свести всё к бизнес-конкуренции, «забывая» о причинах ввода санкций

Трубоукладчик «Академик Черский» ранее принадлежавший одной из фирм Газпрома, недавно  сменил владельца и теперь это самарская STIF, что, как надеется Газпром со слов немецкой Die Welt,  позволит не попасть под американские санкции и успешно завершить проект «Северный поток-2».

Разрешения от датчан получены, пароходы готовы, осталось-то крохи проложить – каких-то 160 км, и вроде как нет оснований опасаться санкций!

Так ли это? Нет не так.

Ситуация напоминает страуса в позе «головой в песок», или одесскую поговорку, что «бьют не по паспорту, а по морде». Я бы поостерёгся делать ставки на благополучное завершение, и вот почему.

Гос.секретарь США Майк Помпео недавно сделал недвусмысленное предупреждение инвесторам проекта «Северный поток-2».

«Убирайтесь сейчас, или вы идете на риск», — совсем не дипломатично обратился он к российскому и европейскому бизнесу. Мол, свалите с пляжа (проекта), пока я добрый!

Бывший президент и премьер России Д.Медведев на своей странице в «Вконтакте» так оценил это:

«По «Северному потоку-2» все названо своими именами: «Проект — прямая угроза американскому бизнесу, он противоречит нашим интересам. Мы хотим поставлять свой дорогой СПГ в Европу, а проект нам мешает. Конкуренции, конечно, не хотим, поскольку это НАШ бизнес. И все».
«От такой простоты и борзости оторопь берет...», — резюмировал он.

Российский МИД в лице М.Захаровой также оценил угрозу: по ее словам, это "показатель слабости американской системы".

"Кроме силовых приемов, эффективно действующих инструментов нет", – сказала Захарова РИА Новости.

Вообщем, если полагаться на заявления г-на Медведева и г-жи Захаровой, то причиной новых санкций являются интересы американского бизнеса и слабость системы. То есть, чтобы убрать конкурентов по газу, США применит силовые приёмы и в этом и есть их слабость! Ну а слабому Вашингтону, имея в арсенале лишь силовые приёмы, ничего не остаётся, как мочить бедных конкурентов! А ведь могли бы не только кнутом, ну пряник хотя бы показать. И это был бы, по мнению дамы из МИДа, эффективный инструмент?

Вы чувствуете какую-нибудь логику в этих рассуждениях ? Я нет!

И не потому, что на рынке газа нет конкуренции – есть, и очень жёсткая, а цены на природный газ находятся на исторически низком уровне.

Но посмотрите, никто не грозит санкциями катарскому, алжирскому, туркменскому, австралийскому газу, а ведь это все конкуренты американкому СПГ. Есть ещё Южный газовый коридор, который включает в себя  наземные и морские трубопроводы - SCPX, TANAP и TAP и будут транспортировать газ в Европу на 3500 километров с месторождения Шах-Дениз в Каспийском море разрабатываемом при участии BP.

Так в чём же дело? Почему новые санкции грозят России, а именно Газпрому и его контрагентам в Европе?

Давайте послушаем другую сторону, тех кто эти санкции готовит.

А это сенатор республиканец от Техаса Тед Круз. Его можно назвать ведущим лоббистом американской нефтегазовой промышленности.

Именно он совместно с сенаторами Ж. Шахин (DN.H.), членами комитета Сената по иностранным делам, к которым присоединились сен. Джон Баррассо (R-Wyo.), Том Коттон (R-Ark.), и Рон Джонсон (R-Wis.) подготовили межпартийные проект закона, который так не нравится Д.Медведеву.

Что заявляет республиканец Тед Круз:

«Существует двухпартийный и двухпалатный консенсус в отношении того, что российский трубопровод Nord Stream-2 представляет собой серьезную угрозу для национальной безопасности Америки и не должен быть завершен». Путин продолжает пытаться обойти прошлогодние санкции, «Об энергетической безопасности Европы» и поэтому этот новый законопроект раз и навсегда прояснит, что те, кто каким-либо образом связан с установкой трубопровода для проекта, столкнутся с серьезными и немедленными американскими санкциями».

А вот что говорит его коллега сенатор демократ Жанна Шахин:

«Первоначальный закон о санкциях, чтобы помешать завершению строительства газопровода Nord Stream-2, который я разработала с сенатором Крузом, был чрезвычайно эффективным, теперь мы должны остановить пагубное влияние России на  Европу. «Северный поток-2 » угрожает Украине, энергетической независимости Европы и дает России возможность эксплуатировать наших союзников. Конгресс должен предпринять решительные действия и встать на пути этого трубопровода».

Обратите внимание  –  на эпитеты «пагубное влияние», а также на слово «Украина» - чувствуете, уже теплее!

Уж не в этом ли причина, почему влияние России называют «пагубным» и видят опасность в зависимости Европы от «Народного достояния»?

А поскольку новые санкции – это имплементация закона CAATSA, давайте вспомним, в чём там суть, за что «чморят» Россию и Газпром, а там, в CAATSA, в частности  говорится:

«Данные действия Государственного департамента по введению санкций являются результатом выполнения Соединенными Штатами положений Статьи II CAATSA, принятого Конгрессом в ответ на агрессию России против Украины, аннексию Крыма, кибервторжения и атаки, вмешательство в выборы 2016 г. и другие вредоносные действия. Мы будем продолжать активно внедрять CAATSA и призываем все страны ограничить отношения с Россией в оборонной и разведывательной сферах, которые связаны со злонамеренными действиями во всем мире.»

По словам М.Помпео, СП-2 не является коммерческим проектом, это один из ключевых инструментов для «злоупотребления и расширения зависимости Европы от поставок энергоносителей».

Позднее Госдеп разъяснил, что он запускает в дейстие п.232 закона:

«О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA). Этот раздел допускает введение санкций в отношении инвесторов и партнеров газопроводов «Северный поток-2» и «Турецкий поток». «В настоящее время Госдеп не вводит никаких санкций в соответствии с разделом 232 CAATSA. Однако если мы решим, что введение санкций в соответствии с разделом 232 является целесообразным, мы без колебаний сделаем это».

Как это видят в США, продажа углеводородов в значительной степени формирует Российский бюджет и позволяет финансировать программы противников Америки, а если в Европе этого не понимают, и политики-бизнесмены типа бывшего канцлера Германии Г.Шрёдера лоббируют российские поставки, то заявление М.Помпео как раз для них.

Евросоюз категорически неприемлет позицию США, так  в пятницу высокопоставленный чиновник ЕС, вице-президента Джозеп Боррелл в Брюсселе заявил:

«Я глубоко обеспокоен растущим применением санкций или угрозой санкций со стороны Соединенных Штатов против европейских компаний и интересов. Мы стали свидетелями этой тенденции в делах Ирана, Кубы, Международного уголовного суда и совсем недавно проектов Nordstream-2 и Turkstream.

Европейский Союз выступает против применения санкций третьими странами в отношении европейских компаний, осуществляющих законный бизнес. Кроме того, он считает, что экстерриториальное применение санкций противоречит международному праву.

 Имея общие цели внешней политики  большое значение имеет координация целевых санкций с партнерами. Мы видели много положительных примеров этого и будем продолжать координировать, где можем. Там, где существуют политические разногласия, Европейский Союз всегда открыт для диалога. Но это не может быть сделано против угрозы санкций.»

А министр иностранных дел Германии Хейко Маас также отверг угрозы Вашингтона, заявив  в отношении санкций по газопроводу Nord Stream-2, что «европейская энергетическая политика осуществляется в Европе».

Будет ли принята во внимание позиция Евросоюза и Германии в частности? Полагаю, США было известно что санкции чреваты обострением отношений с ЕС, и если они всё-же идут на это, значит США к этому  готовы.

У вас остались сомнения в том, что новые санкции будут приняты? Вы уверены, что проект будет завершён?.  

А если вспомнить с какой скоростью отвалилась от проекта швейцарская All Seas, то участникам СП-2 сейчас не позавидуешь, и вероятно кое-кто уже задумывается, какое решение принимать.

Так что, глубокоуважаемый  Дмитрий Анатольевич, объяснения «простотой и борзостью» Америки довольно односторонни, и уж вам с г-жой Захаровой как этого не знать!  Я далёк от мысли, что в Москве не знакомы с содержанием CAATSA, тут скорее другое – желание спрятаться в позе обижаемого и свести всё к бизнес-конкуренции, «забывая» о причинах ввода санкций.

Частично российские политики правы - от санкций, в первую очередь страдает бизнес. Чиновников, за исключением тех немногочисленных попавших под персональные санкции, законопроекты типа CAATSA мало задевают.

Получатся такое разделение отвественности – накосячили политики, а страдает бизнес. В этом-то и есть смысл санкциий – в Вашингтоне надеялись, что бизнес нажмёт на политиков, как это обычно происходит в нормальных странах, и политики скорректируют свои ошибки.

Но поскольку бизнес в России бессловетный и готов покорно  исполнять роль дойной коровы, этого не произошло, и в Кремле до поры до времени мало обращали внимание на многочисленные санкции. Но время идёт, и последствия санкций для экономики уже нельзя не замечать.

Вот уже и народ серьёзно недоволен падением жизненного уровня. А вот на политиках, тех кто принимает решения, это пока никак не отражается, ни на их доходах, ни на их ответственности.

Как долго эта ситуация может продолжаться, не знает никто.

Может, пока не поздно, пора  политикам остановиться «разбрасывать камни» и начать разгребать «авдеевы конюшни», устранять причины санкций?

Есть и другой вариант, продолжать катиться ко всё большей изоляции, обнищанию населения и  отставанию в экономике, то есть зарываться и далее в проблему.

Возвращаясь к проекту СП-2, думаю, что завершение скорее затянется. Сначала под предлогом нереста трески, потом причиной отсрочки назовут шторма на море. Страховые фирмы и классификационные сообщества с мировым именем, без которых такой проект не закончить, такие как норвежская «Дет Норске Веритас» вероятно предпочтут не вмешиваться в конфликт, хотя разрешения на проведение работ получены DNV ещё в октябре 2019 г., часть других постараются взять паузу до американских выборов, надеясь, что возможно новая администрация смягчит позицию.

На ситуацию с поставками газа в Европу этот проект практически не влияет – у Газпрома более чем достаточно мощностей трубопроводов, чтобы обеспечить действующие контракты, поэтому те кто называют этот проект «политическим» не так далеки от истины.

Mikhail Bobryshev