Общественно-политический журнал

 

Студенты Беларуси: «Мы хотим диалога с властью и администрациями университетов»

В Беларуси продолжаются протесты. 1 сентября на марш вышли студенты и преподаватели вузов в Минске, требуя отставки Александра Лукашенко. Десятки человек были задержаны. О ситуации поговорили с Дарьей Рублевской, правозащитницей и студенческой активисткой.

– Вы были на акциях протестов студентов, расскажите о них, что вы видели.

– Да, были исключительно мирные акции протеста студентов. Они заключались в том, чтобы собрать подписи и принести их к Министерству образования.

– Подписи за что?

– Там было пять пунктов. Первый – это отставка Александра Григорьевича Лукашенко, второй – это остановить насилие и привлечь к ответственности всех виновных к пыткам и жестокому, бесчеловечному отношению. Также освобождение политических заключенных и всех, кто был задержан произвольно, отставка ЦИК и проведение новых, честных выборов. Такова была позиция студенчества.

Сначала в разных университетах Минска проходил сбор подписей под этими требованиями, и потом непосредственно колонны студентов и студенток двигались к Министерству образования. Но, как можно заметить, ни в какое время у нас не получилось прийти к Министерству образования: оно всегда было оцеплено, там было очень много техники, нам не давали мирно протестовать, и студентов, студенток постоянно провоцировал либо ОМОН, либо другие сотрудники. В общем, наше мирное шествие так и не завершилось тем, к чему мы в принципе шли.

– А заказным письмом не думаете отправить в Министерство образования эту петицию?

– Подождите, мы же студенты и студентки. Почему министр образования так боится нас, почему он не готов выходить и разговаривать с нами? Наше требование очень простое – мы хотим диалога с властью и с администрациями университетов. Но мы столкнулись с тем, что в принципе даже наши администрации университетов, которые должны вообще-то нас защищать, давать какие-то гарантии и в первую очередь коммуницировать с нами, они вызывают на нас сотрудников силовых органов. Они закрывают нас.

– Сами вызывают?

– Да. Известно о том, что ректор БНТУ, а также сотрудники других университетов, таких как Белорусский государственный экономический университет или как МГУ, как было показано на экране в ролике, он говорил: "Я сейчас сюда запущу ОМОН". То есть сами же люди, которым мы платим, люди, которым у нас большой кредит доверия в университетах и в других учреждениях образования, в которых мы учимся, они говорят: "Мы на вас сейчас вызовем каких-то сотрудников".

– В связи с этим будет какая-то реакция студенчества на поведение ваших – в институте принято называть коллегами преподавателей, старших наставников – или нет?

– Да, безусловно. Если еще сегодня мы собирали подписи под пятью такими общереспубликанскими пунктами, то уже завтра мы будем выходить, во-первых, в электораты и просить от них, требовать скорее, реакции на все, что произошло. Во-вторых, мы будем призывать студентов и студенток подписываться уже под студенческими пунктами и делать запросы в республиканские и прогосударственные организации студенческие. Как они будут реагировать? Потому что в принципе это сейчас наши единственные студенческие представительства государственные, будем смотреть, как они будут реагировать. Но у нас все еще есть цель выйти на диалог с властью, выйти на диалог с министром образования и получить хоть какой-то официальный от них ответ.

– А с людьми, которых задержали, со студентами – известно, что с ними сейчас?

– На сегодняшний момент Ассоциации белорусских студентов и правозащитному центру "Весна" известно более чем о 40 задержанных студентах и студентках. Около 20 были отпущены из РОВД, с другой частью будем ждать судов, будем мониторить, ждать, смотреть, что им будут вменять и какие будут результаты этих судов.

– По тому, как разворачиваются события, можно предположить, что без сожаления или с сожалением власть – в лице Лукашенко или кого бы то ни было – может захотеть просто всех отчислить, кто подписал. К этому готово студенчество, есть какой-то план на этот счет?

– Мы уверены, что всех не отчислят. Вышло по меньшей мере полторы тысячи студентов и студенток. И я скажу, что это все-таки очень активные люди, которые не последнее место в университетах занимают. Поэтому всех отчислить – я не думаю, что это возможно. И я очень надеюсь, что администрации университетов не опустятся до этого – отчислять активное студенчество.