Общественно-политический журнал

 

Бело-красно-белая суть белорусского протеста

Бело-красно-белый флаг стал главным акцентом картинки нынешнего белорусского протеста, часто называемого «революцией». Поэтому стоит поговорить об его истории и значении, с ним связываемым.

Когда речь заходит о символе, заинтересованные в нем люди стараются найти в нем глубокие исторические корни. И при этом легко склоняются к мифологии. Вот и в данном случае белорусские историки находят бело-красную тональность аж в средневековье. Но вынуждены признать при этом, что прототипы нынешнего флага обнаруживаются лишь на весьма локальной символике, например, в виде треугольных флажков на пиках кавалеристов. Или шляхетских гербах. И относятся они к символике Великого княжества литовского, то есть куда более обширного геополитического понятия. Это историческое родство нынче воплотилось, в частности, в виде герба «Погоня» - всадника на коне – который практически одинаково изображается и в Беларуси, и в Литве.

У нынешнего же флага, ставшего знаменем оппозиции, есть конкретный автор и дата. Им стал молодой архитектор Клавдий Дуж-Душевский, к которому во время Февральской революции 17 года обратилась белорусская организация Петрограда с просьбой создать национальный флаг. Что он и сделал. Впервые бело-красно-белый флаг появился на первом Всебелорусском конгрессе. А в 1918 году был принят в качестве государственного символа Белорусской Народной Республики.

Однако, как известно, государственность эта просуществовала меньше года. И уже в конце 1918 он эмигрировал в Литву, став до 1925 символом перебравшегося туда правительства в изгнании– Белорусской Рады. А в предвоенные годы – штандартом национального движения в Западной Белоруссии, то есть – в Польше.

Любопытно, что в составе СССР до 1951 года белорусский флаг практически не отличался от красного полотнища РСФСР. А в период 1924-28 вообще отсутствовал – четыре года ушло на то, чтобы на нем поменять аббревиатуру ССБР(Советская Социалистическая Белорусская Республика) на БССР(Белорусская Советская Социалистическая Республика). Ну, а красно-зеленый вариант нынешнего официального флага появился из-за того, что в 1945 году Белорусская ССР стала вместе с Украиной учредителем ООН. А поскольку оба флага отличались лишь аббревиатурами, решено было дать им национальную специфику.

Во время войны эмигрантский бело-красно-белый вывешивался на оккупированной территории белорусскими коллаборационистами, чем подмочил ему репутацию и дал хороший козырь для советской пропаганды. Кстати, сам автор флага Дуж-Душевский отказался от сотрудничества с немцами и вместе с женой прятал в своем доме еврейскую семью. За что был арестован и брошен в концлагерь.

Вторая жизнь бело-красного началась в  конце 1980-х годов, когда он превратился в знак борьбы за государственную независимость Белоруссии. 24 августа после провала ГКЧП он был внесен в зал парламента, а 19 сентября 1991 года Верховный Совет утвердил его в качестве государственного. И в этом качестве просуществовал до июня 1995 года, когда был заменен на красно-зеленый.

Отчего так произошло? Самое простое объяснение – свалить вину на Лукашенко, который де был тайным совком и затеял референдум. Но известно, что сама эта тема возникла под потоком «писем трудящихся», в частности Обращения Совета ветеранов, требовавших заменить бело-красный колер, запятнавший себя во время войны. Да и сами результаты референдума были убедительными – 75% проголосовали за новую редакцию флага.

И это весьма примечательный факт, свидетельствующий об умонастроениях белорусского общества в середине буйных 90-х. А именно – о  том, что приход к власти Лукашенко отразил определенный социальный заказ на избежание шокотерапии переходного периода. И вообще – о  напуганности тамошнего общества ломками прежней системы при переходе к рынку, происходящими вокруг. И желанием законсервировать социалистический уклад в такой дозе, чтобы сохранить за государством значительную роль в решении вопросов жизни ее граждан. И в этой ситуации бело-красно-белый для многих воплощал тогда символ перемен, к которым значительная часть общества была не готова, не хотела их. То есть, именно оно было первично, Лукашенко – вторичен. Он лишь подыграл общественным настроениям, на волне которых и всплыл. И создал режим, который привел к нынешним событиям.

Это очень важно понимать, чтобы адекватно оценивать движущие силы и смысл нынешнего протеста. Выход на улицы массовки невиданных масштабов, окутанной бело-красными стягами, безусловно, отражает его оппозиционный акцент. И прежде всего – антидиктаторские настроения, выраженные в формуле «Надоел!». Одновременно флаг этот всегда воплощал националистическую жилку – стремление к независимости, к собственной государственности. Ведь даже во времена гитлеровской оккупации он отражал стремление к созданию на основах антисоветчины некой государственности под протекторатом Германии. Другое дело, что это были иллюзии.

Однако, под этими достаточно ясными и едиными стремлениями нынешнего протеста пока совершенно отсутствует его содержательная начинака. То есть образ и макет политической и экономической системы. Проще говоря, нет ясной перспективы, что хотят построить белорусы после смены власти – рыночное, либеральное устройство? Или сохранить лишь его видимость, как это было последнюю четверть века?

Выяснить это еще предстоит. И пока есть все основания полагать, что на следующем этапе белорусская публика уже не будет выглядеть столь монолитной – в ней обнаружится раскол. И предстоит еще немало борьбы идей и лидеров, чтобы появилась определенность.

Но одно, мне кажется, можно констатировать уверенно: белорусы не позволят себя проглотить как государство. И в этом своем назначении именно бело-красно-белый флаг является национальным символом. И с этим осознанием они вынесли его на улицы. И пойдут в бой, если придется защищаться от внешней агрессии. 

Владимир Скрипов