Общественно-политический журнал

 

«Батькина» лапша.Что бы это значило?

Александр Григорьевич выдал фортель, развеселив и озадачив всех, кому интересна заварушка в Беларуси. Приехал в СИЗО КГБ и усадил за стол с икибаной 8 зэков с Виктором Бабарико с его сыном Эдиком. И проговорил с ними один на один – в полностью закрытом режиме – более четырех часов.  Уже самим этим экстравагантным действом он тем самым переквалифицировал их из уголовников в политзэков.

Поскольку никакой содержательной информации по этой встрече власти СМИ не представили, им, а вместе с ними – и всем любопыствующим представлено безграничное поле для фантазий - что бы это значило? И по поводу инициаторов идеи, и ее мотивов, и тем и результатов этого странного застолья.

По поводу инициаторов версий не так уж много – в сущности всего две. Москва (Путин) или сам Лукашенко? Предположить, что повлияло «международное сообщество», западные лидеры, полагаю, можно лишь очень косвенно – как один из аргументов, просеянный через сито личных интересов Батьки. Просто уже потому, что не то что личной дружбы, даже контактов ни с кем из влиятельных фигур Запада у него нет. И связь с ними  он возложил на «друга Вову».

Мотивов же можно выдумать массу. Однако, полагаю, что все они вертятся на орбите вокруг судьбы власти. Причем – опять же – только  в двух разновидностях: или, как сохранить власть на неопреденное, как можно более растяжимое время? Или как уйти не сразу, а согласно наиболее комфортному сценарию, сохранив лицо и личную безопасность с максимальными гарантиями?

Второй вариант довольно логично фигурирует в версии, согласно которой общий сценарий был нарисован во время сочинской встречи Батьки с Путиным. Его еще тогда изобразил Валерий Соловей, чья популярность зиждется на умении предсказывать (или угадывать) события. По его версии, диктаторы договорились по трем пунктам. Первый- Лукашенко уйдет согласно закону, для чего потребуется конституционная реформа. Не исключено, что саму идею эту выдвинул и огласил как главное условие сам Путин, для которого важней всего в этой истории, чтоб смена власти не случилась под напором улицы. Именно она – Большой майдан – для него Красная тряпка, которую он не может позволить на соседней – «братской» территории.  

Второй: параллельно нужно подготовить преемника пророссийской ориентации. Не исключено, что и фамилия при этом была названа – Виктор Бабарико. Газпромовский товарищ, стремление к власти которого не отмечено заметными реверансами в сторону Запада. Да и вообще, что мы знаем о подоплеке его похода в политику. Ведь свою оппозиционность режиму он проявил еще в тот момент, когда Батька был на ножах с Москвой.

Такая версия выглядит весьма правдоподобно уже и потому, что из тройки главных оппозиционеров присутствовал только он – ни Тихановский, ни Колесникова не были приглашены. А те, что присутствовали, похоже, были «за компанию» для прикрытия и дезы.  Картинка для внешнего мира, иллюстрирующая «готовность» к диалогу.

Наконец, с подачи Соловьева обозначен и ориентировочный временной лаг передачи власти – где-то осенью будущего года. Такой примерно растяжимости требуется на разработку и утверждение реформы и естественное угасание энергии массовых протестов.

Версия достаточно логичная, не  правда ли? Но только при условии  если поверить в то, что: а) Лукашенко, действительно, навластвовался всласть. И способен под давлением обстоятельтств признать свое поражение и уйти. И б) что он держит свои обещания (вариант договоренности с Путиным).

Вот только весь стиль и опыт этой персоны вызывает сомнения по обоим этим пунктам. Вспомните хотя бы с каким жаром Александр Григорьевич откровенничал в интервью Гордону, как не мыслит он свою старость без власти. Вот уж воистину  говорил он в тот момент от души! А уж что касается «верности слову»...Думаю, что он даже обиделся бы на того, кто искренне поверил в это, счел, что его держат за дурака. Уж кто-кто , а Лукашенко из той породы политиков, для которого невозмутимое вранье – это искусство и зрелость политика. Высшее достоинство  квалификации! Для этого не стоит даже вспоминать, как он в течении нескольких дней совершил разворот на 180 грудусов от антироссийского и антипутинского сленга на «вечную дружбу»  и почтение к «Старшему брату». Послушайте только сказки, которые он рассказал про то, как спас Светлану Тихановскую от смерти, вывезя ее в Литву, да еще и снабдил деньгами.

Так что, оценивая маневры Батьки, нельзя в принципе строить какие-то логично-линейные прогнозы. Хотя бы потому, что в своих мотивах и действиях он руководствуется экспромтами хитреца, манипулятора,  у которогоь если и есть стратегия, то литшь в одном пункте - желании не отдввать власть. Все остальное – циничная прагматичная тактика, диктуемая комбинацией обстоятельств.

Практически это означает, что в нынешней ходке в СИЗО нашла отражение рациональная  версия,  изложенной выше. Но из этого вовсе не вытекает, что она будет прослеживаться и в дальнейшем.  В духе поведения Лукашенко, это всего лишь «проба пера» - некий вброс, провокация с целью посмотреть, какой будет реакция. Удастся ли сбить волну протеста и успокоить внешних наблюдателей. Напугать или подкупить политзэков. Добиться очередных конфеток от Кремля.

А уж дальше – будем посмотреть! Тем паче, что конституционная реформа – дело непростое – на нее могут уйти и годы. Что-нибудь придумаем, чтоб посидеть при власти до тех пор, пока уж совсем не поседеешь.

Владимир Скрипов