Общественно-политический журнал

 

Лучшая защита – нападение

И по логике вещей, и по накалу ереванской площади Свободы, на которой бушуют страсти после 9 ноября, мало кто сомневался, что с властью Пашиняну придется расстаться в ближайшие часы. Косвенным аргументом тому служил и сам факт его исчезновения, когда несколько дней СМИ гадали, где он скрывает свое тело от побоев разъяренной толпы.

Однако, вскоре выяснилось, что премьер и не помышляет уходить. И с самого начала эфир своего фейсбука задействовал для демонстрации намерения не только сохранить статус кво, но и укрепить власть.

При этом использует тактику опережающего шага. Это выразилось в многочисленных заявлениях о том, что всю ответственность за разгром берет на себя. Что само по себе лишает нападающую сторону обличительного пафоса. Правда, берет как-то странно – сам не уходит, но тщательно выпалывает свой кабинет и окружение. А сам с завидной скоростью штампует громадье планов и мер, с помощью которых обещает кардинально изменить убогую картину нынешнего состояния страны. В частности, разместил в своем ФБ «дорожную карту» из 15 пунктов, в которых предусмотрена и борьба с коррупцией, и реорганизация армии, и забота о семьях погибших и беженцах с «оккупированных территорий», и восстановление экономики Нагорного Карабаха.

При этом и по риторике, и по почерку никак не соответствует образу демократа, с которым пришел во власть, а все больше напоминает Лукашенко.

Между тем, поток претензий и обвинений к Пашиняну только нарастает, превращаясь в шквал. При этом, немало огоньку подбавил и Владимир Путин, который в своем интервью рассказал об эпизоде в процессе переговоров, когда еще 19-20 октября удалось убедить Баку о прекращении огня с единственным требованием – чтобы азербайджанцев вернули на отнятые у них территории. Но армянская сторона категорически отказалась его принять, хотя потери тогда были бы для нее куда не столь катастрофические.

К этим петушиным амбициям премьера добавляются многочисленные обвинения в бездарности и опрометчивости в строительстве вооруженных сил республики накануне войны. В частности, большое впечатление от таких разоблачений произвела пресс-конференция, устроенная бывшим начальником военной контрольной службы минобороны Армении Мовсесом Акопяном. Например, о том, как в 2018-19 бестолково реформировалась армия, сокращаясь и ослабляясь в своем тактическом звене, как не выполнялся план пополнения после начала боев, как отправляли без всякой подготовки и вооружения на фронт добровольцев, превращая их в пушечное мясо. Поведал о том, как неграмотно и со срывами закупалось вооружение. А то, которое было в наличии, не использовалось. Например, о поставленных из России системах ПВО для борьбы с дронами даже не вспомнили - всю войну они пролежали на складах.

При всем при том, многие обозреватели допускают, что в краткосрочной перспективе Пашинян может удержаться на плаву. И главная причина – отсутствие конкретных предлложений по его замене. Специфика нынешнего поведения оппозиции в том, что она горяча на словах, но не подает сколько–нибудь заметных потуг взять власть в свои руки. Это тот случай, что в СМИ даже не называются и не обсуждаются кандидаты на место премьера. Ибо легко кричать о реванше в общих словах, но невозможно обрисовать его даже теоретически. А это означает, что  придется взваливать на свою спину хомут обязательств и тягот по исполнению достигнутого соглашения, что уже само по себе любого «добровольца» из оппозиционера превратит в грушу для плевков и битья. 

Владимир Скрипов

Генерал-полковник армянской армии Мовсес Акопян на полуторачасовой пресс-конференции в четверг обвинил руководство страны и армии во лжи и грубых ошибках в проведении мобилизации и военных закупок, отсутствии стратегии и тактики, а также рассказал о дезертирстве и проблемах с призывом в действующую армию.

Акопян также рассказал о конфликте с женой премьер-министра Пашиняна и последовавшим за этим запрете для генерала на въезд в Карабах.

Пресс-секретарь премьера назвала обвинения абсурдными и призвала правоохранительные органы заняться ими.

Генерал-полковник Акопян в среду ушел в отставку с поста главы контрольной службы министерства обороны Армении. В его послужном списке посты главы генерального штаба страны и командующего армией непризнанной Нагорно-Карабахской республики (НКР).

Причиной увольнения генерал назвал пост Пашиняна в "Фейсбуке", в котором тот призвал солдат с передовой "решить вопросы скулящих под стенами".

Многие увидели в этом призыв к расправе с протестующими и призыв к гражданской войне, а за статусом премьера последовали отставки в правительстве и выход депутатов из его фракции. Пашинян отверг это толкование.

На пресс-конференции в четверг Акопян заявил, что сообщения информационного центра ВС Армении всю войну представляли ложную информацию о ходе боевых действий и вызвали глубокий кризис.

"Ложь не должна превышать более 30% реальности, но наша ложь превышала 100%", — сказал генерал.

Схожую оценку высказывали многие армянские СМИ и политики, которые заметили, что армянские власти до последнего отрицали потерю городов, несмотря на то, что те давно вышли из-под их контроля.

После окончания войны правительство оправдывало свою стратегию тем, что в войну необходимо вводить в заблуждение противника.

Главной причиной поражения генерал назвал ошибки в управлении армией. Так, он раскритиковал своего преемника на посту главы генштаба генерал-лейтенанта Артака Давтяна, обвинив его в развале армии и назвав "самым неподготовленным генералом".

Как пример ошибок Акопян назвал секретный приказ, которым, по его словам, были сокращены пять полков. При этом оперативное звено армии (т.е. бюрократическое) было увеличено на 98%, по словам военного.

Акопян также раскритиковал военные закупки - например, покупку зенитно-ракетных комплексов "Оса АК", которые, по его словам, не сбили ни одного беспилотника. Вместо них генерал назвал необходимым приобретать новые российские комплексы "Тор".

Речь идет, вероятно, о вызвавшей еще до войны скандал поставке нескольких десятков единиц модернизированных ЗРК "Оса АК" из Иордании, о которой сообщало в том числе и ведущее отраслевое издание Jane's Defense Weekly.

Эту информацию подтверждали источники Би-би-си, близкие к армянской власти. Они ставили под вопрос мотивацию закупок достаточно старых комплексов из третьих стран, если Армения может напрямую поставлять современные ЗРК из России.

Кроме того, Акопян заявил о серьезных проблемах с мобилизацией резервистов, якобы остановленной по приказу Пашиняна, который вместо них отправил на фронт добровольцев.

Он также рассказал о 1500 дезертирах из армянских сил уже на пятый день войны. По словам генерала, их собрали в Карабахе и не давали вернуться в Армению, чтобы не сеять панику.

Генерал также рассказал об эпизоде, случившемся во время войны. По его словам, он попросил супругу премьер-министра Анну Акопян покинуть командный пункт в Карабахе - в том числе, по его словам, чтобы находившиеся в напряженном состоянии мужчины случайно не выругались бы в ее присутствии.

Супруга премьера согласилась, однако после этого, по словам генерала, его вызвали в Ереван, где министр обороны передал ему запрет возвращаться в Карабах, исходивший от Пашиняна.

Генерал сказал, что написал смс-сообщение премьер-министру с просьбой отправить его обратно в Карабах, но тот не прочел его сообщение.