Общественно-политический журнал

 

Жизнь под «короной». Литва

Минувшим летом, вместо того, чтобы, как обычно, путешествовать, принимал гостей. И это не случайно. По той простой причине, что Балтия в целом, и Литва – в частности, стали лидерами Европы по безопасности на счет Ковида. Сегодня, когда дневной «нормой» зараженности стало свыше 3 тыс. человек, как сказка вспоминаются июльские, августовские цифры. Тогда 10 воспринималось как ЧП, а нормой было 1-3.

Предполагаю, что такой результат был возможен в совокупности двух факторов. «А» -  оперативности и толковости контрмер заразе, с которой литовские власти среагировали на вызов (хорошо помню, что их пакет был принят раньше, чем в Германии и во многих других странах). И «Б» - серьезной напуганности населения рассказами, что из себя представляет зараза. По собственным ощущениям и поведению хорошо помню, как редко люди высовывали носы из жилищ. Да и закон не позволял. Это был жесточайший локдаун: не работали производства, детсады и школы, промтоварные магазины, общепит и т.д.

Однако, к середине лета все пооткрывалось, и дисциплинированный народ ринулся наверстывать упущенное. Результат – уже в октябре дневная статистика «коронованных» перевалила за тысячу в сутки, а в декабре – за три. И что мы видим сегодня? Доля зараженных к численности населения на 16 декабря в Литве составляла 3,9% (для сравнения: в России- 1,8, в Беларуси- 1,7, в Украине-2,2, в Польше – 3,0%). И считается одним из европейских антилидеров. Лишь немного утешает статистика смертности: по отношению к численности «коронованных» она относительно скромная – 0,9% (Россия-1,5; Польша -2,1; Украина -1,7).

Впрочем, отдаю себе отчет, что нынешняя сравнительная статистика очень ненадежная. И придавать ей cерьезного значения не стоит. Но представление о динамике она дает. И динамика эта четко коррелирует с тем буйством анархии нравов и поведения, которая  пришла на смену первому испугу. И которую власти пытаются обуздать сегодня – пока без заметного успеха. Яркой иллюстрацией тому может служить снимок, появившийся в интернете, на которых сверху изображена автостоянка перед Akropolis - самым крупным универмагом Вильнюса.

Образумитесь!

В ответ – в купе со с многими другими странами – правительство республики с 16 декабря сильно ужесточило режим жизни, вернув практически все меры изоляции, что были весной, за исключением работы. Одной из самых жестких из них является ограничения на передвижения: гражданам запрещается покидать свой микрорайон без уважительных причин. Перемещение между городами контролируется блок-постами на дорогах и разрешено только: если возвращаешься домой; если едешь на похороны; на работу; на вокзал или в аэропорт; к врачу; по другим объективным причинам, если они требуют безотлагательного переезда.

О том, насколько ситуация вышла из под контроля, свидельствует тон призывов, с которыми обращаются к широким народным сегодня представители руководства страны – нынешего и прежнего. 

 «Если люди по-прежнему будут активно передвигаться, введем комендантский час», - грозится новый премьер страны Ингрида Шиманите во след жесткому пакету, уже введенному с 16 декабря. Она взбешена поведением толп, заполонивших универмаги и прочие места скоплений.  Ей вторит лидер консерватор Габриэлюс Ландсбергис, получивший в новом коалиционном правительстве пост главы МИД.

"Дорогие люди, так я обращался к вам 30 лет назад 13 января, когда вооруженный враг насмехался и хотел нашей гибели. Сейчас враг невидимый, но его жертвы умирают каждый день. (...) Давайте остановимся и одумаемся", – говорится в видеобращении его отца,  профессора Витаутаса Ландсбергиса.

"Больницы уже переполнены. Врачи должны выбирать, кого из больных спасать в первую очередь. 100 000 больных и почти 1000 человек скончались. В этой жуткой статистике мы лидируем в Европе. (...) Поэтому я говорю, давайте остановимся", – взывает бывший президент Валдас Адамкус. С аналогичным заклинанием выступила и другой экс-президент – Даля Грибаускайте.

При этом медики шлют сигналы SOS о том, что больницы уже вплотную подошли к критической черте заполненности, что не хватает персонала. А пропаганда внушает людям, что «спасение утопающих – дело самих утопающих». И в общем то преуспела в этом: медицина констатирует, что шквал обращающихся к ней за помощью сильно ослаб. Многие стараются лечиться домашними средствами. В том числе и из соображений, что клиники – повышенные зоны опасности. Видимо, на этом основании премьер экстраполирует, что к концу января число пациентов в больницах сократится  в 3-4 раза. Но для этого надо сбить «вторую волну», вернув ее если не в летнее состояние, то хотя бы до 200 чел. в сутки – цель, которую поставил перед присягой новый министр здравоохранения Арунас Дульскис.

Насколько реальна такая задача – большой вопрос. Причем, с двумя вариантами ответов. Потому что,  в сущности, он не столько технический, сколько психологический. Сумеют ли власть, профи и сами суровые реалии достучаться до инстинктов самосохранения обывателя и побудить его смириться с необходимостью придавить, обуздать свой эгоизм – от этого зависит, качнется ли маятник в обратную сторону. И как далеко?

Владимир Скрипов