Вы здесь
Скандальность тона со стороны Москвы не слабеет, и градус взвинченности даже растет
Хор казенных агитаторов, дипломатов и должностных лиц заходит на новый антизападный круг. Джо Байдена клеймят за прозвучавшие в послании Конгрессу США туманные угрозы «автократам» и за утверждение, будто он «дал понять президенту Путину, что, хотя мы не стремимся к эскалации, их действия будут иметь последствия». Европейский парламент — за не обязательную к исполнению резолюцию, угрожающую бойкотом российских газа и нефти, отключением РФ от SWIFT и замораживанием активов наших олигархов. Текст ее суров, но все сказанное рекомендуется осуществить не прямо сейчас, а только если наша держава займется «дальнейшей эскалацией конфликта на востоке Украины».
Западные политические классы даже и после новейших военных обострений, скандалов со взрывами и дела Навального вовсе не рвутся в бой. У них по горло других забот, и о России они предпочли бы забыть, только бы она оставила их в покое.
Президента США никак не назовешь планомерным гонителем нашего режима. Позавчера обозвал убийцей, вчера позвонил и пригласил на переговоры, завтра, возможно, санкции ужесточит. Не надо искать за этим тщательно продуманную стратегию. Байден просто плывет по течению, реагируя на внутриамериканские и мировые проблемы по мере их возникновения. Владимир Путин не занимает важного места в его картине мира, и бороться с ним он станет, только если сам Путин этого захочет.
Еще меньше какой бы то ни было борьбы желают в Евросоюзе. Глава европейской дипломатии Жозеп Боррель, выступая перед тем же Европарламентом, уточнил, что его угрозы не будут иметь обязательной силы, хотя, разумеется, и поддержал на словах чехов, вступивших в конфликт с Россией.
Еще большее обострение ситуации зависит сейчас только от того, захочет ли его Москва. Которой сейчас тем проще словесно отыграть назад, что военное кольцо вокруг Украины она вроде бы слегка разжала. Однако, скандальность тона не слабеет, и градус взвинченности даже растет.
Еще недавно, лишь только нашему режиму требовалась поддержка, в дело вступал весь ансамбль европейских симпатизантов, от немецкого экс-канцлера Герхарда Шредера до чешского президента Милоша Земана. Но сейчас на осторожное и двусмысленное заступничество рискнули только немногие, вроде Земана, а большинство помалкивает.
Что и понятно. Они ведь записывались в друзья совсем не для того, чтобы закрывать своим телом наших вождей, а ради удобств и приятностей. Наше начальство своим исступленным тоном и отказом обсуждать любые к себе претензии не оставляет своим западным сочувственникам никакого пространства для маневра.
Впрочем, это заботы немногих. А что сказать об отключении России от системы международных платежей SWIFT? Говорят, что это якобы невозможно в принципе. Нет, как раз и возможно, если добиться того, чтобы на Западе на этот счет появился консенсус. Именно таким порядком в 2018-м от SWIFT отключили Иран, и можно посмотреть, как его обитатели такое переносят. Это разрушение экспорта и импорта, за исключением самого простого и ориентированного на Китай, обвал национальной валюты и еще много тяжелых, средних и мелких неприятностей для рядовых людей.
Перспектива отключения от SWIFT в последнее время — постоянная тема публичных декламаций чиновников российского МИДа. Вот свежие размышления начальника одного из тамошних департаментов Андрея Крутских:
«Пусть попробуют. Наш бронепоезд стоит на запасном пути, полная уверенность в нашей силе, мощи и ответной реакции, несомненно, присутствует, поэтому и уверенность мы ощущаем. И то, что эти акции не предпринимаются, — как раз свидетельство того, что за последние годы при президентстве Путина мы укрепили свою обороноспособность. И не думаю, что кто-то хотел бы рисковать. Думаю, что в мире камикадзе не существует».
Вот такой финансовый анализ. Не верю, что чиновника среднего звена кто-то уполномочил грозить большой войной. Для дипломатов лавровской школы это теперь такой же стандартный словесный оборот, как раньше «здравствуйте» и «до свидания». Сам Лавров предпочитает говорить, что отключение от SWIFT наша держава выдержит стойко, и смотрится на фоне своего подчиненного прямо голубем.
Другое вопрос, знает ли он хоть что-нибудь по существу предмета. Ведь в смысле грамотности сотрудники нашего МИДа примерно такие же финансисты, как и дипломаты.
О том, во сколько обойдется такое отключение стране и народу, могли бы сказать настоящие специалисты по финансам — бывшие «системные либералы» из ЦБ и Минфина. Но экс-сислибы как раз и помалкивают, не оказывая почему-то поддержки государственной пропаганде.
С другой стороны, нет у них и особых служебных причин возражать. Ведь если SWIFT отпадет, их квалифицированные услуги станут особенно ценны. Понадобится спасать положение, что-то срочно изобретать, чинить сломанное и разрушенное. Это нынешнего «дипломата» легко заменить любым дворовым гопником. А высококлассный финансист на нашей госслужбе и сейчас-то на вес золота, а если грянут настоящие санкции, так ему вообще цены не будет.
Но не обязательно быть политологом или экономистом, чтобы понять две вещи.
Первая. Непрерывные разглагольствования российских должностных лиц внешнеполитического профиля о том, что наш режим размышляет об отключении от SWIFT, а теперь и о перекрытии нефтегазового экспорта, и якобы всего этого не боится, откладываются в умах на Западе и могут превратиться в самосбывающееся пророчество.
И вторая. Обладая экономикой, почти в двадцать раз меньшей, чем вместе взятые экономики западных стран, наша держава не может нанести им денежный и хозяйственный ущерб, сравнимый с тем, который потерпит сама.
Перекрытие экспорта на Запад и импорта оттуда вместе с отключением от системы платежей не только одним махом превратит Россию в экономического вассала Китая, но и обвалит уровень жизни у нас в стране. Ведь в первые месяцы 2021-го на Китай пришлось лишь 18,5% российского товарооборота, а на государства, провозглашаемые сейчас недружественными или еще раньше записанные в таковые, — больше 50% (Евросоюз — 35,7%, Турция — 4,4%, США — 4,2%, Британия — 3,0%, Украина — 1,5% и т. д.). Одно только разрушение торговли со странами-недругами перевернет вверх дном российский потребительский рынок, не говоря о прочем.
При этом малочисленный высший круг нашего правящего класса, от которого только и зависит, перейдет или не перейдет ссора с Западом через критическую черту, в любом случае продолжит свое купание в роскоши и нисколько не пострадает. Тяжесть последствий целиком ляжет на всех остальных, от богатых до самых бедных.
Вот такая большая мировая игра. Одни смело показывают язык западным обидчикам. А другим в случае чего доверят быть камикадзе, как метко намекнул мидовский чиновник.